Tone, тонкоррекция и Surround

Всё о качественном звуковоспроизведении (Hi-Fi, Hi-End)

Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Vlad » 21 дек 2009 12:39

Идейные аудиофилы начисто отрицают любые дополнительные схемы обработки сигнала. Единственное, что, по их мнению,
может присутствовать в усилителе – регулятор громкости (Volume) и не электронный, а аналоговый сигнальный потенциометр,
ну, ладно, согласны на моторизованный.

Можно поспорить по поводу преимуществ аналогового потенциометра в схеме регулировки громкости над более надежным электронным,
однако мне кажется, что дополнительные схемы обработки желательны, только они должны быть отключаемыми. Т.е. любая схема
должна иметь кнопку, позволяющую пустить сигнал по обводному каналу, или по прямому проводу.

К таким дополнительным схемам относятся Tone (тембр), тонкоррекция и Surround или SurRoundSound – SRS (объемный звук).

Tone часто бывает необходим, т.к. не все фонограммы, которые к нам попадают, бывают хорошо сбалансированными. Кроме того,
этим регулятором можно учесть некоторый перекос АЧХ АС, а также индивидуальные предпочтения баланса частот.

Тонкоррекция нужна, если Вы слушаете фонограммы на малой и средне-малой громкости. При этом для сохранения
субъективного баланса частот нужен подъем НЧ (в первую очередь) и ВЧ.
Тонкоррекция не обязательно должна быть пропорциональной, достаточно фиксированных значений и возможности ее отключения.

SRS – к сожалению, в последнее время эта схема ушла из стерео в AV-звук. А раньше, почти все известные производители HiFi делали
отдельные блоки или «звуковые процессоры» для стерео. У меня был такой, Техникс 90.

В принципе, SRS, с технической стороны, может быть получен различными способами – подмешивание (-)0,5 сигнала к соседнему каналу;
сдвиг фазы на 90; DSP с задержкой (от хоруса до эха) в диапазоне голоса и т.д. и т.п. Если Вам интересно поэкспериментировать,
запустите на больших АС проигрыватель JetAudio – его штатный пакет изобилует различными эффектами.

Важно, как SRS влияет на нашу психику. С первобытных времен важнейшей задачей человеческого слуха было определение направления
на источник звука (опасности). SRS создает неопределенность в положение источника и это действует, я бы сказал, психоделически
на наше подсознание. К эффекту быстро привыкаешь, и «чистые записи» начинаешь воспринимать иногда даже с некоторой долей дискомфорта.
Интересно, что Радио Джаз (89,1) очень часто использует SRS при трансляции музыки (кто не обращал внимание – прислушайтесь на стереоаппаратуре).
Конечно, можно подумать и о некотором слуховом зомбировании, но думаю, что это уже чересчур. Просто приятно слушать и расслабляться!

Промышленность, помимо DSP, производит и простейшие аналоговые чипы для SRS, например, TDA3810, которые, несмотря на простоту,
работают неплохо (лично паял и проверял в этом году). Однако производители стерео, как я уже говорил, в состав стереоусилителей и
ресиверов SRS не включают. А жаль! Думаю, что все должно быть, но все должно отключаться.
Vlad
Форумчанин
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 15 сен 2009 15:51

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Beg17 » 22 дек 2009 22:55

На мой взгляд регулировка тембров имеет право на существование в отдельных случаях. И дело здесь скорее не в корректировке АЧХ связки усилитель-акустика, в хорошо подобранных компонентах ничего регулировать не надо, но слух то у каждого разный и вот под индивидуальные особенности слуха может и потребоваться регулировка тембров. Тонкомпенсация, тоже вещь полезная, особенно плавная, как указал Vlad или c несколькими фиксированными положениями. Разумеется она должна быть отключаемой, равно как и тембры. Действительно, ведь с уменьшением громкости адекватное восприятие баса значительно снижается, так какой же смысл мучать себя якобы линейным звуком на малой громкости. Другое дело, что многие начинают злоупотреблять этими и тембрами и тон-коррекцией, фактически лишая себя правильной передачи звукового образа. Так что всего должно быть в меру. А вот ко всевозможным процессорам у меня отношение сильно отридцательное - нечего менять то, что было задумано звукорежиссером. Подобные улучшения могут приучить непосвященное ухо вообще к неправильному восприятию звука. На том же радио Джаз очень напрастно балуются этими штуками. Примером такого безобразия может служить голос диктора в паузах - от баса которого трясется пол - это не нормально и не естественно!
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Overton » 23 дек 2009 11:10

Кстати, об изменении картины звучания на радио. Я вот с большим трудом слушаю музыку на FM в стерео из-за того, что панорама очень раздвинута и углублена. Во всяком случае на тех станциях, что вещают у нас. После того, как слушал и хорошо помнишь трэк в нормальном звучании, эти "украшательства" очень непритяны и непривычны..
Изображение
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Overton
Форумчанин
 
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 12 ноя 2009 19:58
Откуда: Беларусь

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Beg17 » 23 дек 2009 13:50

И главное толку то ведь нет от такого искуственного раширения и углубления сцены, т.к. локализация инструментов напрочь отсутствует! Рояль получается размером от правого края сцены до левого, бас гуляет как хочет, а голос... впечатление что исполнитель имеет рот размером метр на два. Для меня это больше похоже на концерт в зале с плохой акуситикой, где эхо доминирует над основной темой. Overton, Вы как музыкант, думаю согласитесь.
И напротив, хорошая аппаратура, дает четкое ощущение сцены (ширины и глубины) без всяких искуственных примочек, при одном условии правда, если всё это было задумано звукорежиссером и грамотно сведен мастер-диск, а как следствие - заложено в источнике, с которого вы берете сигнал.
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Overton » 24 дек 2009 14:56

Да, как музыкант, тем более, живой музыки (фолк), я всё больше понимаю, как аппаратура может портить общий саунд группы. Толковый звукорежиссёр на фолк-концертах до сих пор, к сожалению, редкость. Очень немногие представители этой "элитной профессии" представляют себе, как должна звучать фолк-музыка через аппаратуру.
Сказать по правде - лучшие концерты для меня - это те, сыгранные unplugged для аудитории в 20-30 человек. Такое выступление - мечта любого фолкера :)
Изображение
Изображение
Изображение
Аватара пользователя
Overton
Форумчанин
 
Сообщения: 192
Зарегистрирован: 12 ноя 2009 19:58
Откуда: Беларусь

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Vlad » 19 янв 2010 10:00

А вот внешний вид стерео "звукового процессора" на базе DSP - Hi-Fi стерео компонента фирмы Техникс, модель 90, 1997 год.

И несмотря на то, что реализовано в нем было только только 6 звуковых полей без возможностей редактирования
их параметров (что можно делать в современных AV-ресиверах среднего и высокого класса),
параметры этих полей (задержки, уровни, глубина обратных связей) были подобраны разработчиком
очень тщательно - звук был изящный, объемный, но четкий - без "смаза" звуковой картины.

Компоненты такие сейчас уже не производятся, так же, как не производятся и японские пузатые настольные
КВ-приемники 90-х годов.

Так что я сейчас иногда и сожалею, что не оставил у себя сей дивный дивайс...
Вложения
Техникс-90.jpg
Vlad
Форумчанин
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 15 сен 2009 15:51

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Vlad » 08 ноя 2010 15:31

Как уже отмечалось, производители компонентного аудио практически перестали выпускать EQ и DSP(SRS) компоненты для домашнего аудио.
И это при том, что некоторые интегральные стерео усилители-ресиверы имеют выходы предварительных усилителей и входы оконечных усилителей,
замкнутые легкосъемными перемычками; а в мануалах указано, что эти RCA разъемы предназначены для дополнительных схем обработки –
именно EQ и DSP.

Что же делать любителям звука, «настроенного под себя»?
Выход есть, но лежит он в области музыкального оборудования.

Например, фирма Behringer выпускает для музыкантов целую линейку - восемь очень компактных (ширина 243мм, высота 48мм)
функционально законченных блоков, которые могут быть установлены в стойку (имеется специальное профилирование на корпусе).

Из этой линейки два блока реализуют функции 9-полосного стерео эквалайзера (FBQ-800) и 16-программного стерео DSP-процессора (FEX-800)
и представляют интерес для любителей домашнего аудио (если не считать блока - усилителя для наушников).
Блоки укомплектованы внешними источниками питания.
К некоторым недостаткам можно отнести лишь разъемы – естественно, использованы «музыкальные» 6,3мм моно джеки,
однако эта проблема решается покупкой на рынке переходников 6,3мм джек – RCA по цене 10 рублей за штуку.

Несомненные достоинства – очень малые искажения (0,01% для DSP и 0,003% для EQ) и высокий сигнал-шум (86дб для DSP и 95дб для EQ),
за счет использования малошумящих операционных усилителей.
Более того, имеются светодиодные S-метры входного и выходного сигнала, что позволяет выставить "правильный" уровень и
получить максимальное соотношение сигнал-шум при отсутствии искажений (клипинга) – все, как во «взрослой» музыкальной аппаратуре.
Наконец, никаких щелчков или шумов при манипулировании с блоками Вы не услышите.

Цена вопроса - 2500 рублей за каждый блок.
Вложения
FBQ800_P0334_Left_XL.jpg
FBQ-800
FBQ800_P0334_Front_XL.jpg
FBQ-800
FEX800_P0330_Left_XL.jpg
FEX-800
FEX800_P0330_Front_XL.jpg
FEX-800
Vlad
Форумчанин
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 15 сен 2009 15:51

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение HR64 » 08 июн 2013 08:49

Любая запись , это искажение живого звука, присущая записывающей аппаратуре, потеря фронтов, фазы, тонального баланса и т.д., воспроизведение-повторные искажения. Прослушивание записи несет в себе автоматически ряд условностей, с которыми вынужденно приходится мириться. Сравнивать живой звук фолк ансамбля, например, с воспроизведением записи его выступления на самой лучшей системе- не совсем корректно. Если отбросить все условности, то прокатит и какой никакой Тексан :D
HR64
Форумчанин
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 17 май 2012 07:21
Откуда: Москва

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение Simon » 08 июн 2013 10:16

По поводу всяких коррекций звука и верности воспроизведения....
Вспомнился случай далёкой молодости...
Как-то по случаю чьего-то Дня рождения собрались компанией...человек 8 было...происходило это в "своём" доме из 3-х комнат...
В зале "заседали"(официальная часть,застолье)...после некоторого возлияния...кто-то вышел покурить...некоторые разбрелись по комнатам...
Вдруг в одной из комнат, кто-то классно заиграл на гитаре и запел...мы устремились туда...
Каково-же было удивление...когда молодая пара слушала обычный кассетник "Весна-202"...с записями какого-то барда...
Но звуковая картина...тембр и громкость были настолько реальными...что все приятно "обманулись"...хотя среди нас было немало ценителей качественного звука...
Долго ещё потом за столом ,обсуждали данное "проишествие"...
Время, проведенное у радиоприемника – в счет жизни не идет...!!!
Аватара пользователя
Simon
Форумчанин
 
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 21 окт 2012 20:01
Откуда: Санкт Петербург

Re: Tone, тонкоррекция и Surround

Сообщение HR64 » 13 июн 2013 14:01

Simon писал(а):
Каково-же было удивление...когда молодая пара слушала обычный кассетник "Весна-202"...с записями какого-то барда...
Но звуковая картина...тембр и громкость были настолько реальными...что все приятно "обманулись"...хотя среди нас было немало ценителей качественного звука...
Долго ещё потом за столом ,обсуждали данное "проишествие"...


Думаю, что долго обсуждали по тому, что это было чудесное стечение обстоятельств и скорее приятное исключение из правил.

В век минусовки и только"живого" вокала, и то, прогнанного через всевозможные цифровые "улучшайзеры", повторить станет легче, а различить разницу сложнее.

Астрофизик Бурвин из НАСА, будучи фанатом звука и имея возможности, построил у себя дома студию по собственному проекту с залом(были фото), приглашал исполнителей, записывыл и воспроизводил, слушал для себя. Т.к. это было в век аналоговой техники, запись велась на 16ти дорожечные магнитофоны. По ходу разработал собственную систему шумоподавления, существующие на тот момент не устраивали. Была статья в древнем Стереофайле, кажется. Читал давно, будучи нищим советским инженером, но любителем звука...
HR64
Форумчанин
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 17 май 2012 07:21
Откуда: Москва


Вернуться в Аудио

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 5