Сидиола!

Всё о качественном звуковоспроизведении (Hi-Fi, Hi-End)

Сидиола!

Сообщение Beg17 » 22 мар 2010 15:55

Состоялась очередная встреча участников форума. На этот раз меня пригласил в гости Константин Железнов (Zhelko). Тема встречи…. СиДиола. Костя знал о моем давнем желании создать некий радиокомбайн в духе классических напольных радиоприемников, поэтому и пригласил меня послушать свою концепцию родственного изделия. Задача была следующая – сделать добротный музыкальный комплекс в подарок близкому человеку в ретро стиле, с возможностью прослушивания СD, радио и дополнительно - озвучивания DVD. За основу был взят кабинет от Ригонды 102, усиленный дополнительными распорками для придания корпусу должной жесткости. Внутрь установлены динамики Seas СЧ\НЧ с хорошей отдачей + твиттеры, внутренняя поверхность задемпфирована звукопоглощающим материалом, в днище установлен фазоинвертор. В верхнюю часть комплекса встроен Blue-ray плеер Sony, радиоприемник Sony SW11 и сердце всей системы - авторский однотактный ламповый усилитель на 6П14П. Выполнена декоративная отделка новой тканью, установлена передняя панель из затемненного стекла, объединяющая все элементы и органы управления.
Опыт у Кости накопился немалый, т.к. всю сознательную жизнь он постоянно занимался звуком, пройдя все должные стадии от погони за колоссальной мощностью до понимания природы изящества тихих звуков. При этом, что лично мне очень симпатично, он не отбросил накопленный на каждом этапе опыт, что и воплотилось в действительно масштабном звучании системы. Я привез с собой понятный мне, разноплановый тестовый материал: оркестр Макса Грегора, нео-рокабильщиков Cave Catt Sammy, отличный диск Оскара Питерсона (запись 65 года), Джонни Гриффина «Isfahan», Pink Floyd «Dark side…». Моя любимая Нора Джонс «Come Away…» была в Костиной коллекции. Такого рода подборка позволяет оценить работу системы в разных жанрах, понять её всеядность и выделить предпочтения. К моему приходу аппарат был уже прогрет и готов к работе. Хозяин любезно угостил меня чаем и предоставил самому слушать что угодно, не стоя над душой – самый правильный подход!
Вам, наверное, попадались иллюстрации в старых каталогах, середины прошлого века, с изображением человека в кресле, с величайшим вниманием слушающего, стоящий напротив внушительного вида радиоприемник. А теперь представьте себе лицо маленького ребенка, слушающего сказку любимой бабушки. Фактически, одно и то же выражение - смесь глубочайшего внимания и погруженности в атмосферу созданную звуковыми образами! Примерно так я и провел тот день перед СиДиолой. Совесть проснулась только тогда, когда я понял, что слушаю диски по второму разу. Костя сказал, что ничего страшного, так все у него застревают, он к этому привык :) В сегодняшних рекламных Hi-fi материалах не используется образ внимательно слушающего человека и это нормально, поскольку такой образ нынче, очень редко можно встретить. Холодная документальность представления музыкального материала современными системами не раскрывает духовной составляющей музыки. И в тоже время, кто хоть раз слушал старый ламповый приемник прекрасно представляет себе создаваемую им притягательную, магическую атмосферу. Эффект притяжения, вот чего нет в современном Hi-Fi. Музыка может играть, но её можно слушать, а можно и не слушать… и это очень плохо. Совершенно иное впечатление от Костиного комплекса - его нельзя не слушать, потому что это тоже самое, что повернуться пятой точкой к артисту, поющему только для тебя. Действительно создается впечатление, что будь то Макс Грегор или Гриффин со своими саксофонами или Питерсон за роялем – они играют и поглядывают на тебя хитрыми физиономиями – Ну как, мол? Удивительно масштабно себя показал Pink Floyd, честно говоря, не ожидал такого от однотактника. Приятно то, что в целом комплекс получился всеядный, из всего материала только Cave Catt Sammy звучали несколько резковато, что странно, т.к. они изо всех сил старались сделать альбом с характерным звучанием 50-х. Нору Джонс прослушал несколько раз – очень сложно оторваться! Главное во всем этом, что захватывает именно эмоциональная составляющая звучания. Нет никакого желания анализировать правильность и точность воспроизведения тех или иных инструментов, голоса итд в различных участках диапазона, хочется просто слушать и слушать, а это - самое главное!
Спасибо Константину за приглашение (надеюсь, оно было не последним) и успехов ему в новых разработках!

P.S. Когда я уже стоял на пороге, мы продолжали что-то обсуждать, и тут я поймал себя на мысли, что не вполне улавливаю суть разговора, мое внимание по-прежнему было направлено на льющийся из комнаты проникновенный голос Норы Джо
Вложения
Сидиола.jpg
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Сидиола!

Сообщение leonard » 01 дек 2010 11:58

Прочитал и что-то приятно защекотало в области среднего уха! Идея не нова, но я вижу её воплощение в направлении максимального сохранения аутентичности какой - нибудь "сидилюксолы" . Эх, поеду в Крым и там найду достойный корпус, а может и более... и поработаю в этом направлении... Концепция вырисовывается. Но, приемник оставил бы родной со всей максимально сохраненной начинкой, а вот с акустической начинкой можно поработать.
leonard
Форумчанин
 
Сообщения: 168
Зарегистрирован: 04 июн 2009 07:42

Re: Сидиола!

Сообщение Zhelko » 03 дек 2010 01:22

Знаете Leonard, когда возьметесь за реализацию замысла, то столкнетесь с дилеммой: аутентичность или хорошее звучание.
С начала я, то же хотел просто реанимировать радиолу, благо корпус был домашнего хранения и от времени почти не пострадал.
Глядя на схему усилителя, в котором более половина деталей не нужных, а остальная не предназначена для звука, проще было
сделать свой усилитель. Дальше больше – стерео, и уперся в качество звучания родных динамиков и акустическое оформление.
Не плохо бы, было использовать родной приемник, но внутренний объем необходимый для хорошего звука не позволил это сделать.
Проект во время реализации начал жить своей жизнью, ставить свои условия. И это результат компромисса между аутентичностью и
звучанием. Она не похожа на новодельные подделки под старину, выглядит соответственно своему времени, но звучит так … ,
это надо слышать. Удачи в Ваших желаниях. У «Люкс»а по моему мнению самый красивый корпус.
Zhelko
Форумчанин
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 18 фев 2010 12:23

Re: Сидиола!

Сообщение leonard » 05 дек 2010 14:20

Да, пожалуй, спаведливо, что в корпусе от "Люкса" стерео не очень вырисовывается, хотя боковые высокочастотные и фронтальный низкочастотный в роли сабфуфера... Но, вспомнил про свою радиолу Виктория. У нее "накрылся" НЧ тракт и, учитывая очень хорошую приемную часть можно и плясать... Т.е. подключить новый усилок и слегка поменять начинку в колонках, я, кстати, их уже давно переделал в фазоинверторы и получил очень глубокую низкочастотную составляющую звукового спектра... Это не совсем "Люксола", но для разгона вполне может быть.
leonard
Форумчанин
 
Сообщения: 168
Зарегистрирован: 04 июн 2009 07:42

Re: Сидиола!

Сообщение Beg17 » 13 мар 2012 00:58

Сложный все-таки это вопрос - сохранение или не сохранение аутентичности (я имею ввиду начинки). Побывав в гостях у Кости на прошлой неделе (совершенно по другому поводу), случайно увидел у него старый немецкий приемник времен 2-ой мировой, которым он занимался. Я попросил включить, звук был потрясающий - богатый, плотный с небольшим смещение в сторону НЧ и красивой серединой. Вобщем так, как должен звучать хороший немецкий ламповый приемник. И как же я был удивлен, что родного в этом приемнике - только корпус. Все остальное Костя сделал сам. И вот первый раз я засомневался, а ведь действительно, не напрасно ли мы гонимся за аутентичностью во всем, если достичь того самого звучания можно сегодняшней элементной базой? Да, хочется чтоб все до последней шайбочки было оригинальное. Но если аппарат убит, что делать в этом случае?
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Сидиола!

Сообщение Zhelko » 23 апр 2012 22:12

Аутентичность и как ее понимаю я.
Аутентичность означает “подлинный”, т.е. не измененный. Если его применять к старой аудиотехнике, это должно вроде означать, что все детали родные и все. А звук, как с ним? А с ним не так просто, со временем номиналы некоторых деталей изменились, режимы стали другими, и звук стал другим, т.е. уже не аутентичным. И возникает вопрос, что важней, аутентичность деталей или аутентичность звучания? Для меня однозначно – звучание. Я конечно не знаю и не слышал как звучал немецкий приемник сделанный в 42 году. Могу только ориентироваться на звучание советских радиол 60-х, 70-х годов, и то, после моей переделки, потому, что изначально они звучали просто плохо, естественно в моем понимании. Может сложиться мнение, что я делал, так как хотел, на самом деле, все не много, не так. Я слушал музыку тех лет и старался, чтобы этот приемник передавал эмоционально музыку именно того времени.
Zhelko
Форумчанин
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 18 фев 2010 12:23

Re: Сидиола!

Сообщение HR64 » 17 ноя 2012 11:57

Только сейчас добрался до этой темы, с большим интересом прочитал. В данном случае не о какой аутентичности рассуждать не приходится. Сама идея этого не предпологала. Аутентичным возможно остался лак на корпусе и его геометрия. Сам подбор компонетов говорит за себя. Идея звука, возвращающего слушателя в прошлое, да, согласен, но на современном техническом уровне, заметно превосходящем прошлый, замечательна.
HR64
Форумчанин
 
Сообщения: 276
Зарегистрирован: 17 май 2012 07:21
Откуда: Москва

Re: Сидиола!

Сообщение digiandr » 28 авг 2013 17:57

Звучание ламповых устройств так сильно различается что трудно уловить что явно влияет.
Постепенно, за десятки лет утратились ценности в ту эпоху обычные. Имею ввиду простые навыки построения схем. Они мутировали в сторону транзисторных устройств. И когда современный специалист по электронике пытается сравнить ламповые схемы с транзисторными то в соответствоии со своим правильным опытом делает направильные выводы.
Как говорится, главное чтобы "гридлик" был качественный!
Гридлик это такая шняга, конденсатор зашунтированный резистором 1мег и через него подключается сетка лампы.
Вы можете смеяться но от него многое зависит! От сопротивления резистора 1-2 мегаома и его качества материала зависит сильно и от качества конденсатора (материал изоляции и утечка).
Современная схемотихника давно забила на эти гридлики и забыто напрочь все что изначально делалось для получения звучания. Суть вопроса применительно к аудио это сеточный резистор максимально-возможного сопротивления по ТУ на лампу, обычно 1-2мег в сетку. Это плохо отражается на фоне, устройства фонят. Но если принять меры заранее то можно победить.
Считается что в устройстве сигнал приходит на лампу извне и далее ею усиливается.
Но! При сопротивлении в сетке 1мег часть сигнала возвращается "отраженная" от сетки благодаря высокому входному сопротивлению. Это не очевидно, но детали лампы металлические и при нагреве они не жесткие и резонируют от воздействия ЭДС и электростатики. Сигнал поступает в сетку, вызывает протекание тока усиленного через лампу и сетка механически вивбрирует а также анод. Катод менее всего вибрирует т.к. он обычно самый жесткий.
Большое сопротивление резистора по входу не шунтирует электрически собственные колебания сетки (как диффузора в динамике) и противоЭДС возникшая поступает назад через резистор который является нагрузкой. Эта противо-эдс и дает "ламповый звук".
В современной теории усилителей считается что колеблющиеся системы должны максимально шунтироваться (демпфироватся).
Но это противоречит старой как мир теории соответствия нагрузок. В передатчиках например присоединение антенны в 75ом к выходу 50 ом дает рассогласование, потерю мощности и прочие последствия.
Если нагрузить выход передатчика 50 ом на 300ом то он вообще может сгореть.
Там строго важно чтобы нагрузка соответствовала.
В аккустике почему-то все наоборот, (как считают) и выход усилителя в 0,2ом можно нормально нагрузить на динамик 8ом.
С одной стороны проблемы нет если бы нагрузка была утюг или электрочайник, но когда это динамик то возникшая собственная ЭДС динамика не позволяет ему свободнее работать т.к. он почти накоротко замкнут выходом усилителя. Если повысить сопротивление выхода усилителя например применив трансформатор или убрав ООС то громкость звучания динамика ощутимо увеличивается.
Этот факт известен как "более громкий звук лампового уся" который оценивается максимально как 5:1 то есть 5 транзисторных ватт играют как 1 ламповый ватт. Становиться понятно почему у старых аппаратов редко бывает вых. мощность УНЧ более 3 ватта. ОНИ и так орут как потерпевшие тем более динамик если 91дб. А если 96дб?
В метре от динамика ничего не слышно уже при мощности 1,5ватта, собственный голос уже не слышно.
Мораль такова что сильно демпфировать динамики вредно, а чтобы получить хороший бас надо динамик брать от 12" а лучше 15". Такие дины могут иметь чуйку в 98дб и давать огромный и округлый бас.
Напротив, в "бумбоксном" колонкостроении применяются часто динамики на резине с низкой чуйкой. Такие динамики вовсе не играют если их не прижимать демпфинг-фактором. А играть начинают от 10-15 ватт мощности. Также для них нужны фильтры которые порождают дополнительную потерю мощности и рост искажений. От баса остается или бубнение или тяжелый гул, звуки абсолютно не музыкальные и похоже на звук выстрела гранатомета. Это сабвуферы такое выдают.
В современных динамиках часто ставят уже не резину а тканевый подвес с пропиткой что существенно лучше. В СССР делали подвес из пенополиуретана что неплохо пока он не порвался. А рвется он быстро и такой динамик на выброс.
Современные тканевые подвесы самое то.

Но я уже отклонился. Короче для звучания ламп их нужно не зажимать как это делается с транзисторами обыкновенно, ООС глубокая и низкие сопротивления повсюду. Да и сами "камешки" не звенят.
А чего стоит только упомянуть что скорость движения электронов в лампе значительно превышает скорость носителей в транзисторах! Некоторые источники утверждают что в мощных лампах возможно превышение скорости света в движении электронов. Якобы в кинескопе такое происходит.
для связи digiandr@mail.ru
Аватара пользователя
digiandr
Форумчанин
 
Сообщения: 443
Зарегистрирован: 12 май 2011 23:27
Откуда: Москва

Re: Сидиола!

Сообщение Zhelko » 05 сен 2013 20:13

digiandr писал(а):Гридлик это такая шняга, конденсатор зашунтированный резистором 1мег и через него подключается сетка лампы.

К сожалению, Вы не очень хорошо разбираетесь в работе лампового усилителя.
"Гридликом" часто ошибочно называют резистор утечки, что не правильно и если
его зашунтировать конденсатором, то каскад будет работать как генератор.
И все остальные Ваши высказывания и откровения так же глубоко ошибочны.
Zhelko
Форумчанин
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 18 фев 2010 12:23

Re: Сидиола!

Сообщение Simon » 05 сен 2013 21:24

И меня тоже всё время учили, что гридлик...это RC пара, в катоде лампы...я и сегодня так думаю...
Время, проведенное у радиоприемника – в счет жизни не идет...!!!
Аватара пользователя
Simon
Форумчанин
 
Сообщения: 516
Зарегистрирован: 21 окт 2012 20:01
Откуда: Санкт Петербург

Re: Сидиола!

Сообщение Zhelko » 06 сен 2013 06:11

Simon писал(а):И меня тоже всё время учили, что гридлик...это RC пара, в катоде лампы...я и сегодня так думаю...

Вас правильно учили. "Гридлик" это RC пара для работы лампы как генератор,
в усилительных каскадах не применяется.
По этому цитата:
digiandr писал(а):Гридлик это такая шняга, конденсатор зашунтированный резистором 1мег и через него подключается сетка лампы.
Вы можете смеяться но от него многое зависит! От сопротивления резистора 1-2 мегаома и его качества материала зависит сильно и от качества конденсатора (материал изоляции и утечка).
Современная схемотихника давно забила на эти гридлики и забыто напрочь все что изначально делалось для получения звучания. Суть вопроса применительно к аудио это сеточный резистор максимально-возможного сопротивления по ТУ на лампу, обычно 1-2мег в сетку. Это плохо отражается на фоне, устройства фонят. Но если принять меры заранее то можно победить.

читается как набор слов человека, который не очень понимает, что пишет.
И далее по тексту аналогично.
Zhelko
Форумчанин
 
Сообщения: 38
Зарегистрирован: 18 фев 2010 12:23


Вернуться в Аудио

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 4