Извечный вопрос для человека, который, наконец, решил создать серьезный домашний центр музыкальных развлечений –
что же положить в основу: стереоусилитель (ресивер) или AV-ресивер?
Применительно к музыке «знатоки» и примкнувшие к ним говорят чаще всего: «только стереоусилитель».
При этом обычно приводятся следующие аргументы:
1. Стерео для музыки, AV – для кино.
2. Заявленные в AV ресиверах цифры мощности – «полная туфта», только в стереоусилителях приводятся «честные» цифры
и потому стереоусилители при прочих равных мощнее AV-ресиверов.
3. В AV-ресиверах в качестве оконечников используют «микрухи», а стерео делается на дискретных элементах, что обеспечивает качественный звук.
4. В AV-ресиверах много дополнительных схем обработки сигнала, включая цифроаналоговые преобразования, что ухудшает звук,
а в стерео используется «короткий путь» прохождения сигнала, который идет «без искажений».
5. В AV-ресиверах используют электронные регуляторы громкости и тембра, а в стереоусилителях – аналоговые сигнальные потенциометры,
т.е. с «нулевыми» искажениями.
Разбираем по вышеуказанным пунктам.
1. Если судить по словам в рекламных буклетах, то так оно и есть. Однако утверждение по пункту 1 голословное,
не имеет технического обоснования и потому пропускаем пункт 1 и идем дальше.
2. Что касается «полной туфты» в цифрах мощности AV-ресиверов, то тут «знатоки» и правы и не правы.
Правы:
Действительно, 5х100w DIN в AV означает на деле, что каждый канал в отдельности (но реально, как минимум 2 канала) дает мощность 100w DIN.
И эта цифра зависит от напряжения питания оконечников AV. При одновременной DIN-овской нагрузке (длительная 1-кгц синусоида) всех 5 каналов
реальная мощность составит всего 5х30..60w. И эта цифра зависит от мощности блока питания (трансформатора), и в некоторой степени от емкости электролитов.
В стереоусилителе же заявленные 2х100w DIN при нагрузке обоих каналов так и останутся реальными 2х100w DIN.
Не правы:
Вы же не слушаете дома длительную синусоиду по всем пяти каналам! Вариант одновременной и длительной нагрузки всех пяти каналов
в кино практически не бывает; что касается музыки, «разведенной» на 5 каналов, то основная мощность с учетом низких частот
выдается все же на фронтальные АС (70%), на окружение и центр попадает небольшая часть мощности (30%).
Так что c мощностью для реальных (не тестовых) условий все нормально!
Если же Вы слушаете музыку на AV-ресивере в стереорежиме, то реальная мощность вообще полностью соответствует заявленной;
т.е. AV-ресивер 5х100w DIN по описанию выдает реально 2х100w DIN.
В подтверждение могу привести цифры максимальной потребляемой мощности от сети (из описаний):
Стереоресивер RV-497: 2х100w DIN, 400w max от сети.
AV-ресивер RX-V463: 5х105w DIN, 440w max от сети.
Понятно, что при работе в стерео AV-ресивер будет «честно» выдавать 2х105w DIN.
Вообще, в качестве оценки реальной мощи можно пользоваться цифрами максимальной потребляемой мощности от сети (если они есть в описании).
Реал.мощность (DIN) = 0,5хМакс.потреб.мощн./количество задействованных каналов.
3. «Микрухи» используются только в AV-ресиверах начального уровня. Начиная с 600 серии баба Яма использует дискретные схемы.
И вообще, что плохого в интегрированных чипах? Если схемотехника грамотная (а она с учетом большого опыта и задела грамотная),
то параметры чипа находятся на уровне дискретного усилителя.
Используемые в AV-ресиверах, например, интегрированные чипы Sanyo класса AB STK433-130 (2х150w RMS) и STK433-330 (3х150w RMS)
имеют очень даже неплохие характеристики: макс.напр.пит. при нагрузке 6 ом – (+)(-) 62v, рекомендуемое (+)(-) 44v,
реально разработчики ресиверов используют (+)(-) 50v; выходная мощность при (+)(-) 44v - 100w (0,4% КНИ); в режиме малых искажений – 0,04..0,06% КНИ.
Токи покоя при производстве научились «выставлять» правильно; «дорабатывать» чипы необходимости нет; надежность будет даже повыше,
чем для дискретных схем. Что еще нужно?
И почему никто не вспоминает про «микрухи» цифровых усилителей класса D, которые используют в довольно таки дорогой и престижной аппаратуре?
4. Действительно, в AV-ресиверах цепочка АЦП – DSP – ЦАП по определению сигнал не улучшает, а ухудшает.
Но эта цепочка позволяет реализовать огромный функционал, включая цифровые декодеры пространственного звука, звуковые поля, эквалайзеры и т.п.
А самое главное – не хотите пользоваться всем этим добром – не пользуйтесь, все это отключается кнопками прямого сигнала (Pure Direct),
так что во всем тракте мы имеем дело только с аналоговым сигналом без каких-либо преобразований и обработки.
5. Электронные регуляторы громкости и тембра более надежны, чем аналоговые; не шуршат и не трещат, что бывает при износе и старении
аналоговых потенциметров. Что касается «нуля» искажений в аналоговом Tone, то это не совсем так.
Для сохранения приличного сигнал/шума, регулировку Tone приходится выполнять в цепи обратной связи активного усилительного каскада,
так что схема получается не «нулевая», пассивная, а активная и, соответственно, тоже привносит свои процентные доли.
Подводя итог, хочу обратить внимание, на некоторую «смычку» современного стерео и AV.
Все чаще стереоусилители позволяют коммутировать видеосигналы и имеют выход на сабвуфер, что предполагает их использование и для аудио-видео;
а большинство AV-ресиверов имеет режим Pure Direct (прямой аналоговый сигнал), что позволяет их использовать и для Hi-Fi стерео.
К особенностям стереоусилителей нужно отнести подчас очень грамотную тонкоррекцию, например в RX-497, 797 – набор почти идеальных «биологических» кривых АЧХ.
Но зато AV-ресиверы (RX-V663 и выше) имеют, кроме Tone, 7-полосный (!) раздельный по каждому каналу (!) эквалайзер (+)(-) 6дб, на 63, 160, 400, 1000, 2500, 6300, 16000; что позволяет сопрячь их почти с любыми «неровными» по АЧХ АС и реализовать тонкоррекцию даже без сабвуфера, например, в обычном стереорежиме.
Общая рекомендация по выбору аппарата для музыки: если Вы любитель классического стерео – выбирайте стереоусилитель (ресивер).
Если Вы не боитесь (и любите) экспериментировать со звуком и настройками – выбирайте AV-ресивер, который позволит Вам не только реализовать
различные звуковые поля - залы, клубы, концертные площадки, но и всегда вернуться к обычному качественному стереорежиму без какой-либо обработки сигнала.
Стоимость народных стерео и AV почти одинакова (AV чуть дороже). Это обусловлено тем, что гораздо более дорогой в изготовлении
(с учетом электронной начинки) AV производится исходя из спроса значительно более крупными партиями, чем стерео.
P.S. В примерах я использовал только один брэнд – Ямаху, которая мне ближе, и которую я лучше знаю. Но это не означает,
что другие известные брэнды не являются достойными Вашего внимания.
Повторюсь, что степень технического совершенства аппаратов одного класса у разных ведущих фирм-производителей примерно одинакова.