Vlad » 26 окт 2010 09:59
Пользуясь некоторой передышкой на работе, восстанавливаю утерянные посты.
Как говорил классик, рукописи не горят…
Сейчас HiFi понимается всеми по-разному. Сонька, отказавшись от производства блочной аппаратуры, даже свои мини аудиоцентры
записала на своем сайте в эту категорию. А что? По основным параметрам эти аудиоцентры (по крайней мере основной блок) очень даже ничего.
Мне же лично кажется, что непременный атрибут HiFi – напольная акустика. Поправьте, если думаете по-другому.
Акустика – дело тонкое и индивидуальное.
Если Вы с закрытыми глазами подчас не отличите по звуку разные усилители и ресиверы, то разницу в звучании разных АС
Вы почувствуете почти наверняка. Объясняется это тем, что АЧХ усилителей имеет почти ровную линию с небольшими плавными завалами
или подъемами; а вот АЧХ АС очень индивидуальна и имеет множество пиков, провалов и т.д.
АЧХ (точнее АФЧХ) конкретной АС присуще только этой АС. В этом плане АС почти как человек, который сам по себе уникален.
Конечно, хотелось бы, чтобы была идеальная АС, и теоретически это АС с одним широкополосным динамиком, имеющая
абсолютно линейную АФЧХ. Но такой АС, как и идеального человека, «в природе не имеется».
В самых лучших АС неравномерность АЧХ в полосе воспроизведения составляет (+)(-) 3..4 дб, а человеческое ухо, даже нетренированное,
чувствует разницу уже в 1,5..2 дб.
Сюда добавьте еще фазовые сдвиги за счет работы разделительных фильтров АС, искажения сигнала, которые значительно выше,
чем в усилителях, и в результате мы имеем, что каждая АС, имеет свой собственный и неповторимый тембр звучания.
Вывод один: АС желательно послушать до покупки, чтобы определиться, будете Вы ее потом слушать с удовольствием, или только
терпеть по необходимости, т.к. она уже дома, опостылела, и на улицу ее не выгонишь (имел в виду не выбросишь).
Хотя у АС по сравнению с человеком есть плюс – ее можно отключить. С другой стороны: стерпится – слюбится.
Перейдем к железу.
Я бы выделил три типовых размера напольных АС (ширина/глубина/высота, масса, примерно):
23/27/85, 12..14 кг
23/34/100, 16..22 кг
27/39/110, 26..30 кг
Если первые два размера более или менее соответствуют нашим представлениям о напольной АС, то третий размер уже представляет собой
эдакого монстра, перед покупкой которого Вам нужно провести тщательную планировку комнаты, где он будет стоять, а также
получить согласие всех жильцов этой комнаты, а также и квартиры. Третий тип однозначно будет замечательно смотреться (и слушаться)
в очень больших помещениях – 25..40 и более кв.метров.
В первых двух типах в качестве НЧ-СЧ обычно используется два (редко три) динамика 6,5 дюймов, а вот третий тип
по НЧ-СЧ обычно оснащается двумя динамиками 8 дюймов (20 см!).
Количество полос напольных АС – 2; 2,5; 3 (редко 4). К слову сказать, 4 «работает» не обязательно лучше, чем 2,5 или даже 2.
Номинальная мощность АС (как я уже упоминал, ненормированный параметр, при котором АС звучат «очень громко и без искажений»,
т.е. эта мощность, предшествующая аудиоклипингу – резкому росту искажений, что слышно «невооруженным» ухом – 80..100 (редко 120) ватт;
максимальная мощность АС (при которой происходят необратимые изменения и далее летальный исход для динамиков) – 250..300 (редко 400) ватт.
Практически все АС имеют фазоинвертор, направленный вперед или назад, что не дает разместить АС близко от стены,
но зато уменьшает шумовые призвуки от движения воздуха в трубе фазоинвертора.
Чувствительность – параметр, характеризующий КПД АС по преобразованию электрической энергии в звуковую. Параметр этот важен,
если Вы подключаете АС к маломощному усилителю, например, ламповому. Мощные усилители (100 ватт DIN на канал и выше) без труда
раскачивают АС и со средней чувствительностью (порядка 89дб), и в этом случае этот параметр не так важен при выборе АС.
АС большего размера, как правило, более линейны на низах. Однако низы не являются единственным критерием оценки.
Чистота, детальность прорисовки звука, равномерность АЧХ для некоторых звуколюбов доминирует над низами, которые можно
подтянуть тонкоррекцией или сабвуфером. Хотя я лично на низы внимание обращаю.
Цена народных напольников: от 6,5 тыс.руб за пару (Jamo 4600, Ямаха 50, скорее все-таки «кинозвук») и до 20 тыс.руб.
(ну до 35, например, топовая JBL 890). В ценовой категории до 10..12 тыс.р предлагается сравнительно небольшое количество моделей,
но они есть (например, Ямаха 8900), и по результатам тестов получают неплохие оценки.
В ценовой категории до 15..20 тыс.р сосредоточено множество моделей и фирм, тут тебе и английский звук, и европейский, и американский
и даже японский монстр рояльного лака – Ямаха 777.
Некоторые фирмы (например, Magnat) делают ряд линеек АС, причем старшие и более дорогие отличаются от младших зачастую
качеством отделки, полировки, да и просто статусом, при этом значительного улучшения звука, как отмечают эксперты, не привносят.
Общая рекомендация по выбору АС: нужно определиться с местом размещения АС, размером, цветом и той суммой,
которые Вы готовы выделить на покупку. Далее – подобрать ряд вариантов и на прослушивание, желательно со своей тестовой записью.
Рекомендация по прослушиванию аналогична подходу к выбору жены: доверяйте выбор себе, нравится – покупайте.
Не надо забывать, что звук, который Вы услышите у себя дома будет отличаться от услышанного в салоне, т.к. звук зависит
не только от собственно АС (хотя это важнейшая составляющая), но и от места прослушивания – комнаты и ее «акустической» подготовки,
размещения АС и положения слушателя.
P.S. Фирм, которые производят АС, очень много, даже больше, чем фирм, производящих блоки HiFi.
Брэнды, приведенные мной в тексте, взяты только для примера.