В этой теме прямо или косвенно поднимался вопрос о том, является ли Sangean DDR-66 BT – самое дорогостоящее на данный момент изделие тайваньской компании, продающееся в России – наиболее предпочтительной стационарной мини-системой с wi-fi-приемником. И вопрос о том, имеет ли смысл его приобретать, если у вас уже имеется другая стационарная мини-система с wi-fi-приемником. Я не слышал аналогичные системы других производителей. Могу лишь заметить, что те из них, которые продаются у нас, стоят существенно дороже, чем DDR-66. В том числе и такие, которые, в отличие от Sangean, не оснащены, в дополнение к wi-fi, FM-приемнику и цифровому плейеру, еще и CD-проигрывателем. Но у меня имеется большая часть стационарных мини-систем Sangean с wi-fi на борту. Все, кроме снятого с производства WFR-1 и имеющегося в продаже WFR-70. Так что по упомянутым вопросам могу высказаться, опираясь на длительный и довольно обширный опыт знакомства с продукцией этого производителя.
Для себя я на оба вопроса ответил положительно. И приобрел DDR-66BT в позапрошлом году. Теперь изложу свои аргументы в пользу такого решения.
Аргумент номер один – потоковые форматы, с которыми эта модель может работать при прослушивании онлайн-радиостанций. DDR-66BT – первый аппарат от Sangean, читающий все форматы вещания, какие используют радиостанции, присутствующие в базе Nuvola Smart Radio service, с которой wi-fi-аппараты Sangean работают в настоящее время. (Исключение – WFR-20, снятый с производства. Он «привязан» к базе Reciva. К слову, якобы имеющиеся перебои в ее работе, на которые жаловались на форуме, моими наблюдениями категорически не подтверждаются).
Посмотрим на скриншот страницы на Nuvola. Это список моих приемников, зарегистрированных на сервисе.
Под названиями моделей обозначены доступные им потоковые форматы. DDR-66BT доступно пять, в то время как другим моделям – два-три. У меня наконец появился приемник, воспроизводящий все активные интернет-радиостанции, за исключением тех, которые, по решению их владельцев, блокируются при запросе с российских IP-адресов. Но тут уж ничего не поделаешь – региональные ограничения. А встраивать в wi-fi приемники VPN, позволяющий маскировать IP-адрес, пока не научились. Так что в таких случаях поможет только персональный компьютер с VPN или Tor-браузером. А приемнику придется отдохнуть. Но и в такой ситуации DDR-66BT можно использовать как отличную компактную акустику для компьютера.
Второй аргумент в пользу приобретения этого аппарата – скорость и стабильность загрузки радиостанций. После того, как вы вошли в режим интернет-радио, абсолютное большинство из них загружаются мгновенно. И прерывание потока происходит крайне редко. Новому поколению онлайновых приемников Sangean наконец удалось этого добиться. У аппаратов, относящихся к предыдущему поколению, дело обстояло хуже. Меня это частенько удручало в случае с упомянутым WFR-20, WFR-28D и DDR-63 – прямым предшественником DDR-66BT. С появлением WFR-2D обнаружился заметный прогресс. А с появление WFR-29C, WFT-3 и DDR-66BT он оказался безоговорочным.
Третий аргумент – дисплей. Здесь разница между новыми моделями Sangean и теми, которые производились лет десять назад, еще более радикальная, чем в случае с быстродействием. Те же WFR-20, WFR-28D и DDR-63 подарили мне множество прекрасных часов прослушивания сотен разнообразных интернет-радиостанций со всего мира, сопровождавшегося отличным, по меркам мини-систем, звучанием их акустики. Но их дисплеи то и дело заставляли испытывать досаду. Явно недостаточный угол обзора, довольно скверная читаемость на ярком солнце и на фоне сильного бытового освещения – особенно у DDR-63. Но у нынешней линейки wi-fi-аппаратов Sangean с читаемостью экранов все замечательно. И вообще, их созерцание доставляет эстетическое наслаждение. Эмблемы многих радиостанций, которые отображаются на дисплее, хочется распечатать на фотобумаге и прикрепить на стену.
Четвертый аргумент – Bluetooth. Тут все очевидно. DDR-66BT – первая у Sangean мини-система с wi-fi и стереоакустикой, дающая возможность беспроводным способом озвучить с ее помощью компьютер, находящийся в другом конце комнаты или в другом помещении.
Наконец, пятый и главный аргумент – звук. Ни одна мини-система, слышанная мной, не звучала так хорошо.
В другом обзоре я признался, что для меня лучший среди аппаратов Sangean по звуку – WR-12. Но тут все-таки нужно сделать оговорку. Он для меня лучший, если использовать его в качестве акустики именно для прослушивания такого материала, для которого я обычно использую мини-системы. Для серьезного, вдумчивого прослушивания музыкальных записей высокого качества я их уже давно не использую. Для этого есть многокомпонентная система с напольными колонками. А мини-система в моем понимании – это для YouTube, удаленных SDR-приемников, интернет-радиостанций и mp3-файлов. То есть для такого материала, в случае с которым акустические свойства воспроизводящего устройства тоже имеют значение, но подниматься на слишком высокую хай-файную ступень нужды нет. И даже вредно, поскольку, как правило, на такой ступени акустика и источники, раскрывая достоинства высококачественных записей, столь же старательно раскрывают недостатки записей более посредственных.
WR-12 – это для меня как раз идеальный вариант воспроизведения неидеального или даже откровенно проблемного аудиоматериала. Этот аппарат щедро одаривает вас теплым, плотным, вальяжно-басистым звуком, ассоциирующимся с «классическим ламповым звучанием». (Кстати, характер современной ламповой аппаратуры класса хай-фай расхожим представлениям о таком звучании не очень соответствует. А вот характер WR-12 соответствует им вполне). И при этом он успешно маскирует несовершенство записей и аудиотрансляций невысокого качества, делая их прослушивание комфортным, позволяющим получать удовольствие. Иными словами, WR-12 для меня лучший как отличная, породистая и дарящая неповторимый уют радиола XXI века. В данном случае притягательная ретро-внешность аппарата служит весьма достоверным визуальным прологом к тому, что вам предстоит услышать.
DDR-66BT – это уже другая история. С прочими представителями внушительного семейства Sangean его звук роднит характерная для них способность «оптимизировать» огрехи проблемного материала. Сглаживать неприятные последствия сильной компрессии, сопровождающей «облегченные» аудиоформаты, и технические издержки трансляции тех радиостанций, которые обходятся низкокачественным оборудованием. Но одновременно с этим DDR-66BT оказался первой известной мне мини-системой, которая именно с точки зрения отображения высококачественных записей звучит по-настоящему интересно, увлекательно и, что называется, по-взрослому. Этот аппарат – не про уют и релаксацию, а про динамику, разрешение и звуковую сцену, которые никак не вяжутся с привычными представлениями о мини-системах.
Умея сгладить большую часть негативных особенностей того, что ему предлагается воспроизвести, он одновременно с этим умеет и подчеркнуть разницу между записями и трансляциями различного характера – подчеркнуть с недоступной мини-системам вроде бы аналогичного класса отчетливостью. А такое умение в принципе исключает абсолютный компромисс между хорошим звуком и крайностями, которыми может грешить аудиоматериал, и которые желательно "прибрать".
Привлекательность звучания того же WR-12 и большинства других аппаратов Sangean в значительной мере основывается именно на таком компромиссе – как и привлекательность большинства наиболее удачных образцов низко- и среднебюджетной аудиоаппаратуры. Но DDR-66BT к безоговорочным компромиссам не склонен. В противном случае он не звучал бы взрослее всех в этом семействе мини-систем. И не сумел бы с наибольшей в этом семействе полнотой отразить особенности и преимущества высококачественных, «взрослых» записей.
Отсюда и вызывающая нарекания у ряда комментаторов агрессивность и навязчивость низких частот, становящаяся в исполнении DDR-66BT заметной в случае с некоторыми записями и трансляциями. Но – подчеркну – только с некоторыми. И, прежде чем винить за это звуковоспроизводящее устройство, попробуйте сравнить с его помощью как можно больше записей и трансляций, различающихся по жанрам, по географии и (в случае с записями) по хронологии. Сравнить и подумать о том, какие жанры, исполнители и звукорежиссеры спекулируют на откровенном раздувании и выпячивании баса, стремясь к тому, чтобы слушатель им буквально обожрался, а какие этого не делают. Как в этом смысле различаются современные записи и те, которые сделаны 40, 50, 70 лет назад. Какие радиостанции, работающие в FM-диапазоне и в интернете, предпочитают, - в том числе и в качестве постоянного фона для разговорного эфира, - музыкальный материал, склонный к упомянутой спекуляции на гипертрофированном басе, а какие его избегают. И, наконец, какие из них используют звуковое оборудование более высокого уровня, а какие – менее высокого.
Да, если я вдруг захочу послушать на DDR-66BT дабстеп или другую современную электронику, то и у меня рука потянется к эквалайзеру аппарата, возникнет желание установить низкие частоты на минимальное значение. То же самое может произойти в случае со многими современными записями других жанров и со многими современными переизданиями музыки прошлых лет. Но, переключившись после этого на классическую или фольклорную музыку, на джаз 40-х – 50-х годов или на Pink Floyd, я предпочту вернуть эквалайзер поближе к нулевому значению – к тому, которое соответствует записям, созданным людьми, а не машинами, запрограммированными на производство звукового фаст-фуда.
Конечно, если у вас работают не просто дорогие, но оправданно дорогие напольные колонки в связке с такими же оправданно дорогими источниками (приступая к подбору такой системы, заранее умножьте цену DDR-66BT минимум в 10-20 раз), и акустика помещения не провоцирует образование стоячих волн, то вам вряд ли потребуется корректировать амплитудно-частотную характеристику с помощью эквалайзера. Вы будете слышать глубокий бас, если он присутствует на записи, и при этом ваша система будет держать его под строгим контролем, уберегая от чрезмерного выпячивания и гудежа. Но покажите мне акустику такого размера, как встроенная акустика DDR-66BT, способную на такое же, как у него, разрешение на низких частотах, которому могут позавидовать иные напольники, и при этом лучше контролирующую бас. Зато пруд пруди малоразмерных колонок, с которыми вы, слушая упомянутые записи классики, фольклорной музыки, старого джаза или Pink Floyd, не услышите, по сути, никакого баса. В то время как DDR-66BT его успешно отобразит. Вас больше устраивает такой компромисс ради компактности и лучшего контроля баса, достигаемый ценой изничтожения низких частот, и традиционно предлагаемый малоразмерной акустикой – включая во много раз более дорогую, чем Sangean? Меня – нет.
На самом деле, она существует – малоразмерная акустика, копающая на низких частотах не менее глубоко, чем DDR-66BT, и при этом лучше контролирующая избыточный бас, когда он есть на записи. Такая акустика размещена в корпусе Sangean WR-12. У него тоже имеется темброблок, однако я ни разу не испытал желания повернуть колесо регулировки низких частот вправо или влево от нулевого значения – что бы ни слушал на этом аппарате.
Но говорит ли это о его объективных преимуществах перед DDR-66BT? Нет, это говорит лишь о том, что некоторая часть звукового материала может звучать на WR-12 более комфортно. А заодно и о том, что он, обладая впечатляющим звучанием, при этом передает разнообразный материал более одинаково, чем DDR-66BT. В большей степени приводит все, что отыгрывает, к некоему общему тембральному знаменателю. Отображая, конечно, и разницу между записями – но не так отчетливо, как DDR-66BT. Поэтому в усмирении шероховатостей скверных записей и аудиопотока низкого качества успешнее WR-12, который и превратился для меня в основную компьютерную акустику для озвучивания коротковолнового эфира, YouTube, старого кино и интернет-радиостанций, отличающихся не лучшим качеством трансляций. Но если речь идет о хороших записях с минимальной компрессией и об интернет-станциях с качественным сигналом, я предпочту акустику DDR-66BT любой из известных мне мини-систем. Пусть и перенастраивая время от времени эквалайзер. И при этом с ним, в отличие от WR-12, мне в большинстве случаев не нужен ни компьютер, ни внешний плейер.
Отдельного упоминания заслуживает детальность отображения звуковой информации и размашистость при построении звуковой сцены. И в том, и в другом DDR-66BT демонстрирует возможности, которые совершенно не вяжутся с моноблочной мини-системой. Здесь он просто не имеет равных среди известных мне аппаратов данной категории. У него весьма впечатляющее для мини-системы умение отчетливо разделять инструменты. Не давать звуковой картине сливаться в кашу. То есть избегать того, что как раз является фирменным почерком большинства «бумбоксов».
Что касается сцены, то – об этом я уже упоминал вскользь в другом обзоре – акустика этого аппарата демонстрирует просто сенсационную для таких размеров и такой цены способность отделять звуковое полотно от физического источника звука и рассеивать его в пространстве. Разумеется, почувствовать это можно тем более отчетливо, чем менее ограничена площадь помещения, в котором работает аппарат.
Вот пример. Мой экземпляр DDR-66BT обычно стоит напротив длинной стены на кухне площадью 14 квадратных метров, из которой не отделенная от нее дверью узкая и длинная кишка коридора ведет в его широкую часть. Я имею привычку оставлять в этой широкой части коридора свой телефон. Чтобы добраться от места установки DDR-66BT до коридорного столика, где лежит телефон, нужно сделать не менее 12 широких шагов, пройдя сначала прямо, а затем повернув налево. И когда DDR-66BT воспроизводит записи, на которых присутствуют колокольчики, треугольники, тарелочки или имитирующие их звучание электронные эффекты, я то и дело кидаюсь в соседнее помещение к телефону, потому что возникает отчетливое ощущение, что он звонит или сигнализирует о сообщении. Бывает, впрочем, и так, что кажется, будто это на лестничной площадке, за входной дверью, уронили какой-то предмет. Или это произошло в соседней комнате, либо за окном, на улице.
Вот это и есть то, что называется широкой звуковой сценой применительно к звуковоспроизведению. Но единственная мини-система, которая позволяет мне вспомнить о таком явлении, - это DDR-66BT. Никакой другой не удавалось заставить меня бежать в коридор к телефону или идти к окну проверить, что стряслось во дворе. У всех прочих, в сравнении с этой моделью, звук надежно «приклеен» к громкоговорителям.
Линейка Sangean и прежде отличалась завидным для мини-систем звучанием. Но в ней еще не было аппарата, играющего настолько увлекательно, по-хорошему агрессивно, детально и объемно, как DDR-66BT, дерзко шагнувший на территорию уже совсем взрослого хай-фая. Если вообразить, что моя стационарная многокомпонентная стереосистема внезапно аннигилировалась в полном составе, единственным, кто мог бы не дать мне умереть от тоски, был бы этот Sangean.
Впечатляющее звучание сочетается с такой же впечатляющей оснащенностью, максимальной для мини-системы. На борту у аппарата FM-приемник, интернет-радио, CD-проигрыватель, плейер для воспроизведения mp3 и lossless-файлов с флешки, Bluetooth для беспроводного соединения с внешними устройствами и даже цифровой рекордер, позволяющий при необходимости записать воспроизводимый аудиосигнал. Прежде среди аппаратов Sangean подобной оснащенностью мог похвастаться только DDR-63 – но за минусом Bluetooth и хорошо читаемого, не вызывающего раздражения дисплея. И хотя с виду он практически близнец DDR-66BT, последний явно переигрывает своего предшественника по звуку.
Недостатки? Кто же без них обходится! На ум приходят два. Первый: в отличие от WFR-2D или WFT-3, DDR-66BT не позволяет одним нажатием переключаться в режим FM или интернет-радио. На корпусе аппарата и на пульте нет отдельных кнопок включения этих диапазонов. Для перемещения между ними придется нажимать общую кнопку «Radio» и дожидаться загрузки каждого диапазона на пути к нужному вам. В том числе и тех диапазонов, на которых нет трансляции в России. Если попытаться ускорить процесс и нажать на кнопку «Radio», не дождавшись окончательной загрузки диапазона, то аппарат иногда зависает и требует отключения от сети, чтобы вернуться к нормальной работе. И второе: в режиме FM дисплей DDR-66BT не может похвастаться таким роскошным, не имеющим аналогов оформлением, как WFR-2D.
Резюмирую. Звуковые и функциональные возможности DDR-66BT позволяют смело рекомендовать его в качестве апгрейта любой среди известных мне мини-систем, выпущенных ранее. Если же вы подбираете первую мини-систему, я бы дал два совета. Первый: приобретите DDR-66BT. И второй: когда начнете его слушать, ни в коем случае не оставляйте телефон в другом помещении.