На этот раз поговорим о приемниках, которые ломаются, падают, а иногда и разбиваются вдребезги вместе с судьбами своих владельцев.«ДОБРОЕ УТРО»«Мосфильм», 1955
Лирическая комедия
Автор сценария – Леонид Малюгин
Режиссер-постановщик – Андрей Фролов
Оператор-постановщик – Николай Власов
Художник-постановщик – Абрам ФрейдинХудожник-декоратор в титрах не указан, и неизвестно, был ли он вообще. Будем считать товарища Фрейдина ответственным за декорации и, в частности, за фигурирующий в картине приемник.
Этот фильм – наглядная иллюстрация народной мудрости: «Любовь зла – полюбишь и козла». Именно это случается с главной героиней Катей, которая приезжает на крупную стройку работать водителем грузовика. Катя умна и красива, как и ее подруги – тоже водители грузовых машин. Ну а кто же еще должен крутить баранку на стройке, если не красавицы-интеллектуалки? Но, в отличие от подруг, Катю выдающиеся личные качества не уберегли от ошибки в личной жизни. Она влюбляется в передовика-экскаваторщика Васю. На первом же свидании Вася едва не отправляет девушку на тот свет, врезавшись в дерево на мотоцикле, у которого отказывают тормоза. А через несколько дней прилюдно хамит Кате в столовой, высмеивая ее за проколы в работе. И позволяет еще более оскорбительные высказывания по ее адресу своему совсем уж омерзительному напарнику Яше, который ходит у передовика в шестерках. Опозоренная Катя уезжает на другой участок той же стройки, расположенный в сотне километров от места, где разыгралась ее любовная драма. На новом месте ее карьера быстро идет в гору, девушка, возглавив отстающую бригаду экскаваторщиков, выводит ее в передовые. А главным передовиком здесь оказывается симпатичный и интеллигентный Митя, который, к тому же, пишет стихи. У них с Катей назревает роман. Но в дело вмешивается местное радио, рассказывающее о ситуации на разных участках стройки. Очередной репортаж посвящен успехам Кати и его бригады. Соседи предупреждают Васю о начале передачи. Яша первым услужливо бросается к однопрограммному абонентскому громкоговорителю под названием «Заря».
- Доброе утро-1.png (188.12 Кб) Просмотров: 21570
Это модель 1950 года – продукт Иркутского релейного завода.
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/zarja_ag.htmlНормальное прослушивание репортажа оказывается, однако, невозможным – в громкоговорителе периодически пропадает звук. Из нервного диалога Васи и Яши становится ясно, что хозяин «Зари» обращается с радиотехникой так же грубо, как с девушками. Он привык резко дергать ручку громкости и доигрался до проблем с контактами потенциометра.
- Доброе утро-2.png (176.42 Кб) Просмотров: 21570
Вася пытается срочно починить «Зарю», и делает это так, будто чинит экскаватор, - нервозно орудует огромной отверткой, с помощью которой даже не может снять заднюю панель устройства.
- Доброе утро-3.png (174.53 Кб) Просмотров: 21570
В итоге несчастная «Заря» выскальзывает из Васиных рук и летит на пол.
Но владелец приемника в последнее мгновение успевает поймать сабж, зажав его могучими коленями.
- Доброе утро-5.png (173.05 Кб) Просмотров: 21570
С перепугу «Заря» начинает голосить, и приятели все-таки слышат концовку репортажа, которая наводит Васю на мысль: он поторопился оттолкнуть Катю. Теперь она сама передовик, и надо попробовать снова закрутить с ней любовь.
Вася приезжает на участок, где теперь работает Катя. Здесь он откровенно позорится: пытается научить Митю, как повысить производительность труда, и отправляет ковш с песком мимо кузова грузовика. Казалось бы, вчерашний герой должен со стыдом ретироваться. Но сделать это придется не ему, а Мите. Тот собирается в Москву – его зовут в Литературный институт, где пришли в восторг от стихов молодого рабочего. Митя просит Катю поехать с ним, но девушка, оказывается, по-прежнему любит Васю. Тому, кто стал поэтом, она предпочла того, кто остался экскаваторщиком, - пусть уже и не самым передовым. Митя уезжает один, а Катя и Вася, помирившись, вместе отправляются на новую стройку. О том, что случится с ними дальше, картина умалчивает. Возможно, создав семью, они купят серьезный и красивый приемник. Например, «Фестиваль», выпущенный тремя годами позже. И будут по выходным слушать песни, написанные на стихи Мити. Но Вася и «Фестиваль» наверняка сломает. Да и не только его.
«ПЕРВЫЙ РЕЙС»«Ленфильм», 1976
Социальная драма
Автор сценария – Вольф Долгий
Режиссер-постановщик – Аян Шахмалиева
Оператор-постановщик – Владимир Ильин
Главный художник – Марксэн Гаухман-Свердлов
Художник-декоратор – В. ОрловГлавное украшение фильма – великий русский актер Борис Андреев, играющий главную роль Капитана. Но его участие – не единственное достоинство этой неброской и печальной картины, без лишнего пафоса рассказывающей о том, как уходит с исторической сцены военное поколение, уступая место поколениям следующим, более сомнительным и скользким.
Юный Николай, учащийся Рыбинского ПТУ, попадает на летнюю практику на старенький буксир «Богатырь», приписанный к местному речному пароходству. Здешний капитан, суровый неразговорчивый фронтовик, поначалу кажется парню старым маразматиком. Неприязнь Николая к кэпу подогревает старпом и по совместительству профорг небольшой судовой команды Сергей. Он недоволен и капитаном, и жизнью, которая заставляет его использовать каюту буксира в качестве постоянного жилья, где старпом ютится с женой и грудным ребенком. Здесь же приходится складировать и личную радиотехнику – радиолу «Ригонда» и приемник «ВЭФ-12».
- Первый рейс-1.png (148.97 Кб) Просмотров: 21570
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s1/rigonda_mono.htmlhttp://rw6ase.narod.ru/000/rprl_p/wef12.htmlС такой же «Ригондой» 65-го года у меня связаны ностальгические воспоминания. Ее приемник был первым коротковолновым радио, с которым я столкнулся в своей жизни, - агрегат красовался в спальне у моей бабушки.
Сергей, между тем, «Ригонду» использовать не может – на «Богатыре» отсутствуют бытовые электроразетки. Так что пользует он «ВЭФ», питающийся от батареек.
Судя по тому, что телескопическая антенна не выдвинута, а внешней не наблюдается вовсе, слушает он длинные или средние волны. Вероятнее всего, «Маяк». Под звуки популярного в СССР американского эстрадного оркестра Рэя Конниффа, Сергей подговаривает Николая подписать кляузу на капитана, адресованную в пароходство. Поколебавшись, парень соглашается.
Вообще, в истории кино немало случаев, когда радиоприемник и льющаяся из его громкоговорителя поп-музыка символизируют совращение, - сексуальное или моральное, - чистого существа существом испорченным.
Под музыку, которую Сергей принимает на свой «ВЭФ», танцует и Маша – девушка, которую команда «Богатыря» соглашается подбросить до ближайшего порта. Маша нравится Николаю, и он, любуясь ее танцем, забывает о штурвале, который практиканту доверил капитан. В результате буксир напарывается на буй, кубрики сотрясает от удара, старпом едва не улетает на пол вместе с любимым приемником.
- Первый рейс-4.png (97.8 Кб) Просмотров: 21570
Николай ждет расправы от сурового Капитана. Но тот, к удивлению парня, морально поддерживает его в этой неприятной ситуации и выгораживает перед начальством пароходства. А во время стоянки даже приглашает практиканта к себе домой.
Живет одинокий капитан скромно, в его холостяцкой берлоге пыльно и неуютно. Но фотографии на стене напоминают о героическом прошлом хозяина и о том, что буксир «Богатырь», оказывается, прошел всю Великую Отечественную. В квартире кэпа можно углядеть и старый радиоприемник.
Думаю, это радиола «Байкал» 56-го года.
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/baykal.htmlЕе дизайн с годами менялся. У капитана, похоже, вот такая версия.
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/baykal02.jpgКогда капитан и практикант возвращаются на судно, растроганный парень признается старику, что под аккомпанемент «ВЭФа-12» подписал кляузу на него. И капитан снова прощает Николая. Да и подметное письмо уже не имеет никакого значения: в отличие от остальных, кэпу заранее было ясно, что этот рейс – последний и для него, и для «Богатыря», обреченного на списание.
А девушка Маша, между тем, предпочитает Николаю более старшего и более соблазнительного члена команды – литовца Витаса. Заманивая девицу к себе в кубрик, он тоже соблазняет ее возможностью послушать радио. Витас сообщает: «У меня приемник без ящика. Одна схема. Но берет неплохо». Эта реплика небезупречна с радиотехнической точки зрения. Но она точно отражает социально-психологическую коллизию для кого-то первого, а для кого-то последнего рейса, заставляющего юного героя повзрослеть. Приемник Витаса тоже мелькает в кадре – в последние минуты пребывания капитана на родном буксире, у которого, как сейчас объявит начальство, обратного пути уже не будет. Похоже, это компактное ламповое радио, у которого снята верхняя часть корпуса. Но толком разглядеть аппарат и «схему» не представляется возможным.
- Первый рейс-8.png (105.5 Кб) Просмотров: 21570
Однако со схемой, которая имеется в виду создателями фильма, все ясно. Взрослея, герой неизбежно обнаружит ее под «ящиком» условностей и иллюзий. Первая любовь обманет. Новые друзья, подмигивающие тебе под музыку Рэя Конниффа, окажутся пошляками и эгоистами. А старый честный служака, привязанный к своему буксиру, как к живому существу, будет заживо отправлен на свалку истории. Как деталь механизма, которая, даже если и работает лучше и честнее новых, в обновленной схеме уже лишняя. В финале Николай, будто преданный пес, плетется за уходящим в никуда капитаном по мрачным портовым задворкам. Но ему придется вернуться. У него впереди новые рейсы. И там его ждут те, кто остался на плаву; те, кому было наплевать на геройское прошлое их капитана; те, кто сочиняет подметные письма и мечтает поскорее списать занудных и мрачных ветеранов, чтобы плыть своим курсом без старых «Богатырей» и прочей ненужной рухляди.
«НАЧАЛЬНИК»«Мосфильм», 1980
Производственная драма
Автор сценария – Александр Горохов
Режиссер-постановщик – Дмитрий Генденштейн
Оператор-постановщик – Ростислав Давыдов
Художник-постановщик – Виктор Амельченков
Художник-декоратор – Е. СмоленскаяВ подчинении у главного героя этой короткометражки, молодого начальника геологической экспедиции Дмитрия, оказывается группа глуповатых и безответственных людей, которой де факто управляет не Дмитрий, а опытный геолог Семен. По вине разбушевавшейся стихии экспедиция оказывается отрезанной от внешнего мира и обреченной на безделье: выясняется, что геологам по ошибке выдали рабочие инструменты, совершенно не подходящие для поставленной перед ними задачи. Дмитрий пытается сообщить об этом еще более вышестоящему начальству, о котором в фильме ничего определенного не сообщается. Для связи имеется носимая радиостанция.
- Начальник-1.png (195.45 Кб) Просмотров: 21570
Это либо УКВ-радиостанция Р-105М, либо ее более поздние аналоги – P-108М или Р-109М, они же «Парус-2» и «Парус-3».
http://museum.radioscanner.ru/r_105/r_105m.htmlПолноценный диалог начальника экспедиции со своими начальниками, однако, невозможен. У Дмитрия не работает микрофон, руководство не слышит его жалоб, а он слышит команды и советы, которые экспедиции ничем помочь не могут.
Неплохая, между прочим, метафора нарушенной обратной связи с властью, до которой никак не докричится бригада геологов, предприятие, или целая страна, потому что у них изначально вырублен микрофон.
Вывести товарищей из леса обратно к цивилизации берется «харизматический лидер» Семен. Но он сам толком не знает дороги и ведет людей в никуда. Продукты и физические силы, между тем, иссякают вместе с остатками веры. Но Дмитрий самостоятельно находит место стоянки более благополучных коллег, а потом догоняет заблудших, увязавшихся за «сильным лидером» и возвращает их на путь истинный. Если бы еще и в жизни у всех историй с нарушенной обратной связью был такой же хэппи энд!
«ИЗВИНИТЕ, ВЫ ОШИБЛИСЬ НОМЕРОМ»США, 1948
Триллер
Автор сценария – Люсиль Флетчер
Режиссер-постановщик – Анатоль Литвак
Оператор-постановщик – Сол Полито
Художники-постановщики – Ханс Дрейер и Эрл Хедрик
Художники-декораторы – Сэм Комер и Бертрам ГрэнжерНастоящий шедевр жанра, один из самых мрачных и напряженных фильмов золотой эпохи «нуар», как европейские кинокритики окрестили американские гангстерские драмы 40-х и начала 50-х годов. С радио картину связывают не только декорации, но и то, что сначала эта история прозвучала в эфире как радиопьеса Люсиль Флетчер, после чего Paramount заказала ей киносценарий.
Леона, дочь фармацевтического магната и супруга его помощника, страдает расстройством нервной системы, маскирующимся под порок сердца. Оставаясь одна, женщина испытывает панические атаки клаустрофобического свойства. А муж Генри, как назло, задерживается, и вообще исчез неизвестно куда. Искать утешения в радиопередачах Леоне не хочется, хотя стоящий на ее прикроватном столике средневолновый ламповый приемник RCA Victor 75X11 должен звучать достойно.
Модель на момент выхода фильма была абсолютной новинкой – культовая американская компания выпустила ее в продажу в том же 48-м году.
http://www.radiomuseum.org/r/rca_75x11_ ... 50b_r.htmlКстати, приемник по-прежнему встречается в продаже, и не так уж редко.
http://pat.kagi.us/main.php?g2_itemId=15745http://www.ie96.com/shop/6658-rca-victo ... 75x11.htmlhttp://www.buynowus.ru/static/catalog/e ... 72160.htmlПока радио молчит, основным источником информации для героини становится телефон.
Информация оказывается зловещей. Сначала Леона узнает, что какие-то люди, чей разговор она слышит из-за ошибки на линии, планируют убийство некой женщины. Затем понимает, что муж Генри связан с гангстерами, давно втихую обворовывал ее отца, а теперь задолжал сообщникам крупную сумму и заодно попал в поле зрения полиции. Наконец, женщина понимает, что случайно подслушанные по телефону организаторы убийства в качестве жертвы имели в виду именно ее, а заказчик расправы – сам Генри. За несколько часов, которые проходят между началом фильма и страшной разгадкой, Леоне предстоит заново перелистать страницы своей жизни, наполненной неблаговидными поступками. Богатая и капризная дама, она отбила простого парня генри у девушки, которая по-настоящему любила его и подходила ему гораздо больше. Потом ввела мужа в корпорацию своего отца, где от Генри требовалось полное послушание при полном отсутствии творческой инициативы. А когда парень заартачился, осознав, что угодил в золотую клетку, Леона стала шантажировать его своей мнимой инвалидностью, вызванной якобы болезнью сердца. Но ее сердце оставалось здоровым, в отличие от больной психики, превратившей женщину в маниакального тирана. К моменту развязки авторы фильма успевают вызвать у зрителя такое отвращение к героине и настолько убедительно доказать, что она и была главным творцом ситуации, которая грозит ей смертью, что появления в доме безжалостного киллера зритель ждет скорее как справедливого возмездия. Что редкость для триллеров, в которых главная мишень злодеев – это, как правило, жертва, которой сочувствуешь, даже если она сама не в ладах с законом. Здесь же героиня соединяет в себе и главную жертву, и главное зло, в чем и состоит несомненная для криминального кино того времени драматургическая уникальность картины.
Генри, позвонивший за несколько минут до появления убийцы, пытается подсказать Леоне, как спастись. Поняв, что его сообщники уже за решеткой, и его самого вот-вот арестуют, он теперь не хочет смерти жены, гарантирующей ему электрический стул. Но Генри не в силах остановить возмездие, в полумраке скользящее по стене тенью киллера. Тот хладнокровно делает свое дело. Леона в ужасе сжимает край скатерти, стаскивая ее со стола вместе с приемником RCA Victor. Компактный ламповый красавчик обреченно летит на пол и разбивается. Он больше не понадобится хозяйке, которая умрет секундой позже.
- Извините, вы ошиблись номером-6.png (159.2 Кб) Просмотров: 21570