Радио в кино

Разговоры обо всём!

Радио в кино

Сообщение Beg17 » 08 янв 2009 11:45

На днях пересмотрел великолепный фильм «Игры разума» с Расселом Кроу в главной роли. Как правило, при повторном просмотре всегда замечаешь новые детали, позволяющие лучше, а иногда даже по новому понять сюжетную линию. Так случилось и на этот раз. Правда то новое, на что я обратил внимание ни как не влияет на события, разворачивающиеся в фильме. Тем не менее… Джон Нэш выходит из больницы, его навещает бывший коллега. Нэш сидит на веранде, пытаясь сосредоточиться на работе и тут в кадр попадает Zenith Trans-Oceanic Royal 1000, стоящий рядом с ним на скамейке. Интересен сам факт использования именно этого приёмника для оформления сцены, что лишний раз подтверждает его необыкновенную популярность в то время. Большой респект художнику-декоратору, несмотря на маленький ляп (событие происходит до 1956 года, а Royal 1000 появился только в 1959г.) :D

Вот пара кадров:
Beautiful_Mind_Zenith1.jpg
Beautiful_Mind_Zenith1.jpg (53.49 Кб) Просмотров: 23400
Beautiful_Mind_Zenith2.jpg
Beautiful_Mind_Zenith2.jpg (58.36 Кб) Просмотров: 23401
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

"Джонни Д."

Сообщение Beg17 » 13 авг 2009 19:55

Фильм "Джонни Д." еще никто не смотрел? Вот любопытный кадр из трейлера:
Вложения
Джони-Д.jpg
Джони-Д.jpg (9.86 Кб) Просмотров: 23234
Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Радио в кино

Сообщение Serj Dinar » 14 авг 2009 21:35

Zenith Radio Corporation Chicago Illinois USA http://www.indianaradios.com/Zenith%2012A58%20Radio.htm ;)
«– Вы – немец? – осведомился Бездомный. – Я-то? – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец… – сказал он»
Аватара пользователя
Serj Dinar
Форумчанин
 
Сообщения: 1702
Зарегистрирован: 02 ноя 2008 20:20
Откуда: Мордор

ZENITH TUBE RADIOS GALLERY

Сообщение Serj Dinar » 14 авг 2009 22:10

Здесь можно полюбопытствовать http://www.tuberadioland.com/zenithmain_alt1.html
А вот фотка сзади...

radio3zenithbackview.jpg

Слева возле динамика коробка, это не что иное, как магнитная антенна, которая вращается вокруг своей оси... Видел живьем и держал в руках... :o Внушает!!!
«– Вы – немец? – осведомился Бездомный. – Я-то? – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец… – сказал он»
Аватара пользователя
Serj Dinar
Форумчанин
 
Сообщения: 1702
Зарегистрирован: 02 ноя 2008 20:20
Откуда: Мордор

РАДИОПРИЕМНИК БЕЛАРУСЬ

Сообщение Serj Dinar » 07 сен 2009 21:47

Непременный атрибут директоров в 50-тые годы прошлого столетия!
blr1.jpg
ЛАМПОВЫЙ РАДИОПРИЕМНИК БЕЛАРУСЬ

Кадры из кинофильма "Карнавальная ночь"
ldk1.jpg
Карнавальная ночь

ldk2.jpg
Карнавальная ночь

Информация взята с ресурса реставратора и продавца известного в кругах коллекционеров винтажной радиотехники hammarlund :!:
Адрес на аукционе МОЛОТОК - http://www.molotok.ru/show_user_auctions.php?uid=8421374
«– Вы – немец? – осведомился Бездомный. – Я-то? – переспросил профессор и вдруг задумался. – Да, пожалуй, немец… – сказал он»
Аватара пользователя
Serj Dinar
Форумчанин
 
Сообщения: 1702
Зарегистрирован: 02 ноя 2008 20:20
Откуда: Мордор

Крот и транзистор

Сообщение Beg17 » 23 ноя 2009 19:50

всем радиоманьякам посвящается!!! :lol:

Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 07 май 2011 07:16

«РАЗВЯЗКА»
«Ленфильм». 1969 год.
Шпионский детектив.
Автор сценария – Анатолий Ромов
Режиссер-постановщик – Николай Розанцев
Оператор-постановщик – Владимир Бурыкин
Художник-постановщик – Г. Мекинян
Художник-декоратор – В. Зелинская


Один из немногих советских фильмов, рассказывающих о трудовых буднях сотрудников Комитета Государственной Безопасности. Поэтому неудивительно, что в кадре довольно много радиоаппаратуры, причем не только гражданского назначения.

Неприметный житель города Ленинграда за деньги оказывает услуги людям, о которых ничего не знает, - даже имен. У одних получает в приграничном поселке пакеты с неизвестным ему содержимым, другим передает их в городе. Однажды гражданина осеняет: а не замешаны ли в деле иностранные разведчики и местные шпионы-предатели? Курьер является в КГБ, который и так уже следит за ним. Там быстро подтверждают его опасения. Теперь, чтобы не сесть, или хотя бы сесть не очень надолго, придется поработать подсадной уткой при поимке предателей. Об этом явившемуся с повинной железным голосом сообщает здешний следователь. В кабинете у следователя, между тем, красуется приемник (или радиола?). Какая, сказать не берусь.
Развязка-1.png

Судя по дизайну, модель на тот момент достаточно свежая и, скорее всего, уже не ламповая, а транзисторная. Из тех, о существовании которых мне известно, больше всего на нее похожа «Родина-65».
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rprl_p/rodina65.html
Однако я почти уверен, что в кадре все-таки не она.
Вместе с курьером, который должен получить очередной пакет, в приграничный поселок отправляются два молодых агента Госбезопасности. Сцена прощания одного из них с женой проходит на фоне красующейся в их гостиной «Спидолы» - той самой, первой, 1960 года.
Развязка-2.png
Развязка-2.png (141.79 Кб) Просмотров: 22152

Если говорить не о жене, а о «Спидоле», я одобряю выбор агента. Это как минимум один из лучших переносных приемников в истории советского радиостроения, а для своего времени – просто шедевр. Отменный теплый звук, близкий к ламповому, довольно внушительная чувствительность и еще более впечатляющая селективность. Лично я среди переносных приемников, выпущенных в СССР до середины 70-х, ни один не поставлю рядом со «Спидолой» по рабочим качествам.
В поселке, где на берегу Финского залива курьер ждет неизвестного негодяя с пакетом, следящий за пляжем из укрытия агент сменил «Спидолу» на аппаратуру служебного назначения. Для связи он использует портативную рацию.
Развязка-3.png

Впрочем, выглядит она скорее как гражданская «портативка». И я сомневаюсь, что это настоящий агрегат, а не муляж, изготовленный специально для съемок. Вскоре в кадре появляется и вторая рация.
Развязка-4.png
Развязка-4.png (134.7 Кб) Просмотров: 22152

Только если в первую агент отдавал команды из засады, то с помощью второй он слушает, о чем говорят люди, оказавшиеся рядом с курьером. Но ничего интересного подслушать не удается. Все это случайные прохожие. А негодяй с пакетом в условленное время так и не появился.
Похоже, дело зашло в тупик. Но вскоре службистам-радиоперехватчикам удается засечь короткую связь в эфире, которую все тот же неизвестный проводит со своими сообщниками. Он запеленгован, но успевает покинуть лес, откуда выходил в эфир, до появления там сотрудников КГБ. Лишь сломанная ветка дерева косвенно указывает на то, что шпион забрасывал на нее внушительную проводную антенну.
А еще через некоторое время под сценой летнего кинотеатра его директор обнаруживает тайник, с содержимым которого торжественно знакомит чекистов. Это явно аксессуары все того же неуловимого негодяя: сложенные в кейс рация и пистолет.
Развязка-5.png

Что за рация, сказать не могу. Но похожа на настоящую.
В процессе расследования главным подозреваемым становится местный пожилой художник. Агент КГБ решает, что пора его навестить. В доме художника тоже имеется радиоагрегат.
Развязка-6.png

И насчет него сомнений нет: это «Даугава» 1954 года.
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/daugawa.html
Но наслаждаться звучанием этого лампового аппарата его владельцу больше не придется – он уже мертв. Его отравил водкой с цианистым калием директор кинотеатра, который и есть настоящий шпион, ловко подстроивший все так, что шпионом чекисты считают художника. И поначалу думают, что тот покончил с собой, осознав безвыходность положения.
Но, вернувшись к жене и к «Спидоле», агент осознает, что вышла промашка, и начинает догадываться, кто настоящий преступник. На следующий же день директора кинотеатра хватают с поличным при попытке выехать в безлюдное место для проведения очередного сеанса шпионской радиосвязи. Свое прежнее оборудование он сам же подсунул органам, чтобы усугубить подозрения насчет художника. Но у него есть другая рация, еще более «навороченная» - с магнитофоном на борту. Теперь чекисты любуются ею в служебном кабинете.
Развязка-7.png

Подозреваю, что тут мы снова видим не настоящую аппаратуру, а муляж. Кстати, как сообщают задержанному, в рацию было вмонтировано взрывное устройство, установленное на включение шпионского «трансивера». Не успев выйти в эфир, шпион должен был взлететь на воздух. Узнав об этом, он приходит в ярость: выходит, тот, кто передал ему рацию, собирался его ликвидировать. Движимый чувством мести, шпион охотно выдает своего «шефа». Так удается установить и арестовать главаря шпионской сети, который и курировал связь с иностранной разведкой.
В его доме тоже есть радио. Но совсем простенькое, принимающее программы через трансляционную розетку.
Развязка-8.png

Вероятно, злодей с его помощью отдыхал душой от нелегальной работы на КВ и от манипуляций с профессиональной связной аппаратурой, коллекция которой должна храниться в тайнике, но к сожалению, в кадре не появляется.
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 07 май 2011 07:26

«ДОРОГА К МОРЮ»
«Мосфильм». 1966 год.
Романтическая комедия.
Автор сценария – Илья Ольшанский
Режиссер-постановщик – Ирина Поплавская
Оператор-постановщик – Виктор Шейнин
Художник-постановщик – Борис Чеботарев

В титрах не указан художник-декоратор. Между тем, именно от людей этой профессии, как правило, зависит, какие именно приемники попадут в фильм. Но, возможно, здесь и функции декоратора выполнял художник-постановщик.

Эта картина – моя любимая среди советских романтических комедий.

Две юные сестры сбегают из дома и отправляются в путешествие через всю страну во Владивосток. Они мечтают попасть в команду какого-нибудь корабля и воплотить свою давнюю мечту о море. До цели в итоге дойдет только одна из сестер. Другая променяет мечту на подстерегавшую ее в Сибири влюбленность с последующим штампом в паспорте.
Эпопея девушек начинается в Москве, на Комсомольской площади, куда их из родного городка доставил поезд. Здесь, у трех вокзалов, орудует циничный таксист, которого приезжая старушка просит довезти ее до ГУМа. Зачем ей еще и ГУМ, непонятно, - бабушка уже и так затоварилась по самое не хочу. А самая ценная ее покупка – это все та же «Спидола», повешенная на грудь шоп-туристки из глубинки.
Дорога к морю-2.png

Таксист, между тем, готов ехать не меньше, чем за 2 рубля 87 копеек. Такой была в то время цена поллитровой бутылки водки в советских магазинах. Бабушка до ГУМа за такие деньги ехать не хочет.
Дорога к морю-1.png

Теперь ей придется либо топать пешком со своими тюками и со «Спидолой», либо искать более гуманного водителя, не страдающего алкоголизмом. Но предстоящий DX на веранде деревенского дома наверняка искупит все ее страдания.
Дорога к морю-3.png

Возможно, это самая экстравагантная в мировом кино сцена среди тех, в которых участвует радиоприемник.
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение karavan » 09 май 2011 18:34

а я тут увидел отличного советского актера ю. гусева...
karavan
Форумчанин
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 09 дек 2009 20:00

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 10 май 2011 17:59

Да, к сожалению, он слишком рано ушел из жизни в результате несчастного случая: получил на съемках тяжелую травму, которая оказалась смертельной. А за пять лет до этого как раз сыграл профессионального каскадера в телефильме "Путь к себе". Но его герой на съемочной площадке жизнью давно не рисковал и больше интересовался не киноискусством, а разными гнилыми интрижками. А вот сам актер, не будучи профессиональным трюкачом, в буквальном смысле расплатился за кинематограф жизнью. "Развязка" - единственный на моей памяти фильм, где у него главная роль. А все прочее - роли второго плана, так сказать. Хотя в его случае это несправедливо.
Кстати, до того как Гусев стал актером, он работал радиотехником. Предполагаю, что и его армейская служба была связана с этой специальностью. Так что радиореквизит из фильма для него был, вероятно, как родной. Только вот в жизни он видел технику поинтереснее.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/1172/bio/
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение Navigat » 12 май 2011 07:27

klaustro писал(а):Эта картина – моя любимая среди советских романтических комедий.

Для меня вообще "Спидола" очень сильно ассоциируется с к/ф-ми того времени.

Изображение

Даже не буду комментировать название фильма! :D
Navigat
Форумчанин
 
Сообщения: 75
Зарегистрирован: 30 ноя 2010 14:38

Re: Радио в кино

Сообщение karavan » 12 май 2011 17:41

klaustro писал(а):Да, к сожалению, он слишком рано ушел из жизни в результате несчастного случая: получил на съемках тяжелую травму, которая оказалась смертельной. А за пять лет до этого как раз сыграл профессионального каскадера в телефильме "Путь к себе". Но его герой на съемочной площадке жизнью давно не рисковал и больше интересовался не киноискусством, а разными гнилыми интрижками. А вот сам актер, не будучи профессиональным трюкачом, в буквальном смысле расплатился за кинематограф жизнью. "Развязка" - единственный на моей памяти фильм, где у него главная роль. А все прочее - роли второго плана, так сказать. Хотя в его случае это несправедливо.
Кстати, до того как Гусев стал актером, он работал радиотехником. Предполагаю, что и его армейская служба была связана с этой специальностью. Так что радиореквизит из фильма для него был, вероятно, как родной. Только вот в жизни он видел технику поинтереснее.
http://www.kino-teatr.ru/kino/acter/m/sov/1172/bio/

не люблю слухи, но говорят что погиб актер в драке причиной которой послужило отстаивание им идеалов и принципов советской эпохи в споре с местной " блатотой" , естественно " возмущенной" другой точкой зрения
karavan
Форумчанин
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 09 дек 2009 20:00

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 09 июл 2011 02:13

«ДОКТОР СТРЕЙНДЖЛАВ, ИЛИ КАК Я НАУЧИЛСЯ НЕ ВОЛНОВАТЬСЯ И ПОЛЮБИЛ БОМБУ»
США, 1963
Политический трагифарс
Автор сценария и режиссер-постановщик – Стэнли Кубрик
Эта картина, снятая по горячим следам Карибского кризиса, оказалась самой веселой в карьере выдающегося англо-американского социального памфлетиста. Она наглядно продемонстрировала, что смеяться над гибелью человечества сподручнее и в чем-то уместнее, чем над смертью отдельного человека.
Генерал Пентагона Риппер, свихнувшийся на почве ненависти к коммунизму, дезинформирует подчиненных, будто СССР осуществил ядерную бомбардировку крупнейших городов США, и приказывает вверенным ему самолетам-ракетоносцам взять курс на советскую территорию для нанесения ответных ударов. Поняв, что самоуправство генерала вызовет Третью мировую войну, положение пытается исправить карикатурный «консилиум» спасителей человечества, состоящий из американского президента, других пентагоновских генералов и советского посла в США. Но им уже не под силу остановить адскую военную машину, которая выходит из-под контроля своих создателей и начинает жить собственной жизнью. Совещание миротворцев, начавшееся с вопроса о том, как предотвратить ядерную войну, плавно перетекает в обсуждение того, как и где кучка избранных может продолжить свое существование в условиях ядерной зимы.
Радиоприемники дважды фигурируют в первой половине фильма, и все они – малогабаритные транзисторы, которые в 60-х были прототипами музыкальных плейеров. Их владельцы – те, кто служит на авиабазе под командованием обезумевшего Риппера. Объявив, что русские могут использовать эфир для своей пропаганды и введения в заблуждение американских солдат, генерал приказывает изъять все имеющиеся на территории базы приемники и уничтожить их. Приказ генерала оперативно выполняется, транзисторы готовят к утилизации.
Доктор Стрейнджлав-1.png

Но один совсем уж портативный для тех времен аппарат остается неучтенным, и его обнаруживает полковник Мейндрек, который очень не хочет мировой войны. Включив транзистор и услышав привычную эстрадную музыку на знакомой радиоволне, он пытается убедить Риппера, что раз в эфире все без изменений, значит, и ядерной атаки на главные американские города не было.
Доктор Стрейнджлав-2.png

Но генерал заявляет, что это уловка коммунистов, требует выключить приемник и продолжает свое черное дело.

«РАДИОДИВЕРСАНТЫ»
Центральное телевидение СССР, 1974
Документально-пропагандистское расследование
Радиодиверсанты-1.png

Радиодиверсанты-2.png

Радиодиверсанты-3.png

Этот фильм – вторая часть телевизионной дилогии, посвященной деятельности радиостанции «Свобода», ее коварным сотрудникам с преступным прошлым и ее противникам в странах социализма и в среде прогрессивно мыслящих политиков и общественных деятелей Запада. Первую часть – «Преступники на «Свободе» - мне пока не удалось раздобыть. Что касается второй, то она вышла довольно скучной. Так обычно и случается, когда в кино не столько показывают злодеев, сколько дают пространно рассуждать о них положительным персонажам. Гораздо больше удовольствия я в свое время получил от посвященной той же теме книги Георгия Вачнадзе «Антенны направлены на Восток», вышедшей годом позже в Издательстве политической литературы, и позднее несколько раз переизданной. В ней гораздо больше занимательных и экстравагантных биографий отщепенцев и мастеров разжигания «холодной войны» у радиомикрофона. Рекомендую.
http://www.polpred.com/free/anteny/book.pdf
Что касается этой документальной ленты, то она не только оказалась занудной, но и тема радио в ней раскрыта очень слабо.
Промелькнуло несколько фотографий сотрудников «Свободы» того времени.
Это президент радиостанции Хоуленд Сарджент.
Радиодиверсанты-4.png

Это ее пресс-секретарь Роберт Редлих.
Радиодиверсанты-5.png

А этот господин, похожий на актера Александра Ширвиндта, - диктор венгерской, как я понял, редакции.
Радиодиверсанты-6.png
Радиодиверсанты-6.png (125.91 Кб) Просмотров: 21862

Вот эмблема радио «Свобода» у входа в ее комплекс в Мюнхене, где радиостанция в то время базировалась.
Радиодиверсанты-7.png
Радиодиверсанты-7.png (149.21 Кб) Просмотров: 21862

Вот главный вход.
Радиодиверсанты-8.png

А это общий план здания радио «Свобода», напоминающего типовую советскую школу.
Радиодиверсанты-9.png

Это просочившийся в прессу текст расписки, которую был обязан давать каждый новый сотрудник, принимаемый в штат радиостанции.
Радиодиверсанты-10.png

Это шкала радиоприемника, настроенного на частоту «Свободы», зловеще мелькающая в конце фильма.
Радиодиверсанты-11.png

Ну и вот так в документальном разоблачении было представлено эфирное оборудование, антенны и передатчики «Свободы».
Радиодиверсанты-12.png

Радиодиверсанты-13.png

Радиодиверсанты-14.png

Радиодиверсанты-15.png


«КАКАЯ У ВАС УЛЫБКА»
Свердловская киностудия, 1974
Романтическая молодежная комедия
Автор сценария – Владимир Валуцкий
Режиссер – Олег Николаевский
Художник-постановщик – Юрий Истратов

Среднего качества картина, которую спасают от провала несколько удачных юмористических сцен, в основном с участием вышеупомянутого Ширвиндта, но на этот раз настоящего.
Юный главный герой, провалив вступительные экзамены в институт, пытается найти свое призвание, и в поисках оного кочует с одной работы на другую. Успевает попробовать себя даже на радиозаводе, производящем продукцию на экспорт. В результате оказывается соучастником роковой ошибки здешнего коллектива, приводящей к тому, что завод лишают экспортных заказов. Все работы, которые пробует юноша, ему противны. А его истинным призванием оказывается фотография, которую он считал всего лишь хобби, помогающим клеить на улице симпатичных девушек.
Фильм начинается сценой проявки фотографий в ванной. Проявляет снимки главный герой под музыку, которая льется из громкоговорителя симпатичного малогабаритного приемника «Berlin». Увы, здесь его можно видеть только в специфическом свете, сопутствующем проявке.
Какая у вас улыбка-1.png

Если бы не эта картина, я бы и не знал о существовании такого транзистора. Сначала подумал, он производился в ГДР. На эту мысль навело название. Да и радиоприемники, произведенные в капстранах, в советских фильмах фигурировали редко - чаще встречались зарубежные магнитолы и стереосистемы. Но, разыскав информацию о раритетном "Берлине" на ресурсах профессиональных коллекционеров, теперь больше склоняюсь к мысли, что это транзистор японского производства, модель, предназначенная для продажи в Европе. Немецким он быть никак не должен, поскольку в те времена техника, произведенная по обе стороны Берлинской стены, непременно содержала обозначение функций либо только на немецком, либо на немецком и на английском. Здесь же мы видим только английские обозначения.
http://www.radiomuseum.org/r/unknown_be ... _delu.html
Первым местом работы героя оказывается городской парк культуры и отдыха. В кабинете его директора красуется радиола.
Какая у вас улыбка-2.png

Скорее всего, это «Мелодия-64» Горьковского радиозавода имени Ленина.
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/melodia64.html
В третий раз радио мелькает в гостиной, где главный герой получает нагоняй от родственников.
Какая у вас улыбка-3.png

Это VEF-201 – одна из классических моделей линейки Рижского электротехнического завода, выпуск 1969 года.
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rprl_p/wef201.html

«ПРОРОК»
Франция, 2009
Криминально-психологическая драма
Режиссер – Жак Одиар
Фильм рассказывает о разворачивающемся в стенах французской тюрьмы конфликте между двумя этническими мафиями – корсиканской и арабской. Созревающий и развивающийся в течение нескольких лет, этот конфликт служит метафорой столкновения двух миров – европейского и мусульманского. Решена заявленная тема весьма академично, обтекаемо и политкорректно. За что, вероятно, этот добротный, но не более того, фильм, и был удостоен гран-при на Каннском кинофестивале.
Единственная сильная эмоция, которую я испытал на протяжении двух с лишним часов просмотра, возникла в тот момент, когда в камере корсиканского криминального авторитета появился радиоприемник Eton E1.
Пророк-1.png

Факт тем более примечательный, что если самые разные аналоговые приемники в бессчетном количестве фигурировали в кино в те времена, когда находились в широком обращении, то цифровое радио появляется в художественных фильмах крайне редко. Мне ни разу не приходилось видеть в кадре ни одного цифрового экземпляра приемников Grundig или Sony. Но вот флагман линейки Eton с его пафосным дизайном в стиле хай-тек оказался задействован. Вероятно, чтобы подчеркнуть мафиозные возможности обитателя блатной одиночной камеры, доступные корсиканскому пахану даже за решеткой.
Вот только что он мог принимать в тюремных стенах, кроме FM? Надо было дополнить картину длинным наклонным лучом, который спускается от смотровой вышки через тюремный двор к окну камеры корсиканца.
Как бы там ни было, факт появления Е1 в кино отраден. Но в реальности, даже несмотря на то, что этот приемник не во всем идеален, я бы пожелал ему более достойных и симпатичных хозяев.
Пророк-2.png
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение karavan » 11 июл 2011 19:59

уместная. видимо, ирония, особенно в контексте проигранной советским союзом " холодной " войны...
эх, клаустро-, надеюсь не фобия- ваш бы талант да на смену- не побоюсь ! - салтыкову-щедрину!..
а что, в нонешней рф-ии все пучком? наличие авто, всяческих т.н. " бизьнесов" , прибамбасов и другой по-русски говоря " дурки" , - это показатель " прогрессу" ?
а вот вам, навскидку. " булгария" ...
и что? твиттер- шмиттер - это конечно , хорошо. но ... если у меня не " фунциклирует" " липиздричество" , то на кой мне мне ваша " цветомузыка"?..
гражданин россии должен гордиться не экземпляром забугорного портативного " транзистора" в руках , а космической станцией "мир" в небесах!
karavan
Форумчанин
 
Сообщения: 214
Зарегистрирован: 09 дек 2009 20:00

Re: Радио в кино

Сообщение ua3qqo » 11 июл 2011 20:04

+1
ua3qqo
Форумчанин
 
Сообщения: 224
Зарегистрирован: 04 янв 2010 22:31

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 11 июл 2011 23:16

Не понял, какая ирония здесь имелась в виду в качестве неуместной? И какая фобия? Может, ирония, а точнее злобное высмеивание американской военной машины и американской пропаганды в фильме любимого мной Стэнли Кубрика? Или, может, кому-то показалось, что я пылаю романтическим восторгом по поводу деятельности Радио Свобода времен холодной войны? Но такой вывод можно было сделать только в результате очень тенденциозного прочтения текста. Ирония - да, присутствует, в том числе и с моей стороны. Но не та, которая мне приписывается. Советскую пропаганду тех времен я тоже воспринимаю не без иронии. И думаю, что не в последнюю очередь из-за ее не самого высокого качества страна проиграла и холодную войну, и много еще чего проиграла. Причина, в частности, в том, что для тех, кто этой пропагандой профессионально занимался, реальный престиж страны был далеко не главной заботой. Подтверждение тому - то, с какой быстротой эти граждане при очередной смене "исторической формации" перебежали в противополжный лагерь. Да и вообще, думать, будто западный и советский политический истеблишмент и западная и советская пропаганда - это реально противоположные, принципиально различные лагеря, - это, на мой взгляд, большое заблуждение. Как и считать, что та печальная ситуация, в которую угодила наша страна, исторически начинается только лет 20 с небольшим назад. Думаю, во времени она глубже корнями уходит.
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 05 ноя 2011 03:58

На этот раз поговорим о приемниках, которые ломаются, падают, а иногда и разбиваются вдребезги вместе с судьбами своих владельцев.

«ДОБРОЕ УТРО»
«Мосфильм», 1955
Лирическая комедия
Автор сценария – Леонид Малюгин
Режиссер-постановщик – Андрей Фролов
Оператор-постановщик – Николай Власов
Художник-постановщик – Абрам Фрейдин

Художник-декоратор в титрах не указан, и неизвестно, был ли он вообще. Будем считать товарища Фрейдина ответственным за декорации и, в частности, за фигурирующий в картине приемник.

Этот фильм – наглядная иллюстрация народной мудрости: «Любовь зла – полюбишь и козла». Именно это случается с главной героиней Катей, которая приезжает на крупную стройку работать водителем грузовика. Катя умна и красива, как и ее подруги – тоже водители грузовых машин. Ну а кто же еще должен крутить баранку на стройке, если не красавицы-интеллектуалки? Но, в отличие от подруг, Катю выдающиеся личные качества не уберегли от ошибки в личной жизни. Она влюбляется в передовика-экскаваторщика Васю. На первом же свидании Вася едва не отправляет девушку на тот свет, врезавшись в дерево на мотоцикле, у которого отказывают тормоза. А через несколько дней прилюдно хамит Кате в столовой, высмеивая ее за проколы в работе. И позволяет еще более оскорбительные высказывания по ее адресу своему совсем уж омерзительному напарнику Яше, который ходит у передовика в шестерках. Опозоренная Катя уезжает на другой участок той же стройки, расположенный в сотне километров от места, где разыгралась ее любовная драма. На новом месте ее карьера быстро идет в гору, девушка, возглавив отстающую бригаду экскаваторщиков, выводит ее в передовые. А главным передовиком здесь оказывается симпатичный и интеллигентный Митя, который, к тому же, пишет стихи. У них с Катей назревает роман. Но в дело вмешивается местное радио, рассказывающее о ситуации на разных участках стройки. Очередной репортаж посвящен успехам Кати и его бригады. Соседи предупреждают Васю о начале передачи. Яша первым услужливо бросается к однопрограммному абонентскому громкоговорителю под названием «Заря».
Доброе утро-1.png
Доброе утро-1.png (188.12 Кб) Просмотров: 21500

Это модель 1950 года – продукт Иркутского релейного завода.
http://rw6ase.narod.ru/000/rez1/zarja_ag.html
Нормальное прослушивание репортажа оказывается, однако, невозможным – в громкоговорителе периодически пропадает звук. Из нервного диалога Васи и Яши становится ясно, что хозяин «Зари» обращается с радиотехникой так же грубо, как с девушками. Он привык резко дергать ручку громкости и доигрался до проблем с контактами потенциометра.
Доброе утро-2.png
Доброе утро-2.png (176.42 Кб) Просмотров: 21500

Вася пытается срочно починить «Зарю», и делает это так, будто чинит экскаватор, - нервозно орудует огромной отверткой, с помощью которой даже не может снять заднюю панель устройства.
Доброе утро-3.png
Доброе утро-3.png (174.53 Кб) Просмотров: 21500

В итоге несчастная «Заря» выскальзывает из Васиных рук и летит на пол.
Доброе утро-4.png

Но владелец приемника в последнее мгновение успевает поймать сабж, зажав его могучими коленями.
Доброе утро-5.png
Доброе утро-5.png (173.05 Кб) Просмотров: 21500

С перепугу «Заря» начинает голосить, и приятели все-таки слышат концовку репортажа, которая наводит Васю на мысль: он поторопился оттолкнуть Катю. Теперь она сама передовик, и надо попробовать снова закрутить с ней любовь.
Доброе утро-6.png

Вася приезжает на участок, где теперь работает Катя. Здесь он откровенно позорится: пытается научить Митю, как повысить производительность труда, и отправляет ковш с песком мимо кузова грузовика. Казалось бы, вчерашний герой должен со стыдом ретироваться. Но сделать это придется не ему, а Мите. Тот собирается в Москву – его зовут в Литературный институт, где пришли в восторг от стихов молодого рабочего. Митя просит Катю поехать с ним, но девушка, оказывается, по-прежнему любит Васю. Тому, кто стал поэтом, она предпочла того, кто остался экскаваторщиком, - пусть уже и не самым передовым. Митя уезжает один, а Катя и Вася, помирившись, вместе отправляются на новую стройку. О том, что случится с ними дальше, картина умалчивает. Возможно, создав семью, они купят серьезный и красивый приемник. Например, «Фестиваль», выпущенный тремя годами позже. И будут по выходным слушать песни, написанные на стихи Мити. Но Вася и «Фестиваль» наверняка сломает. Да и не только его.


«ПЕРВЫЙ РЕЙС»
«Ленфильм», 1976
Социальная драма
Автор сценария – Вольф Долгий
Режиссер-постановщик – Аян Шахмалиева
Оператор-постановщик – Владимир Ильин
Главный художник – Марксэн Гаухман-Свердлов
Художник-декоратор – В. Орлов


Главное украшение фильма – великий русский актер Борис Андреев, играющий главную роль Капитана. Но его участие – не единственное достоинство этой неброской и печальной картины, без лишнего пафоса рассказывающей о том, как уходит с исторической сцены военное поколение, уступая место поколениям следующим, более сомнительным и скользким.
Юный Николай, учащийся Рыбинского ПТУ, попадает на летнюю практику на старенький буксир «Богатырь», приписанный к местному речному пароходству. Здешний капитан, суровый неразговорчивый фронтовик, поначалу кажется парню старым маразматиком. Неприязнь Николая к кэпу подогревает старпом и по совместительству профорг небольшой судовой команды Сергей. Он недоволен и капитаном, и жизнью, которая заставляет его использовать каюту буксира в качестве постоянного жилья, где старпом ютится с женой и грудным ребенком. Здесь же приходится складировать и личную радиотехнику – радиолу «Ригонда» и приемник «ВЭФ-12».
Первый рейс-1.png
Первый рейс-1.png (148.97 Кб) Просмотров: 21500

http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s1/rigonda_mono.html
http://rw6ase.narod.ru/000/rprl_p/wef12.html
С такой же «Ригондой» 65-го года у меня связаны ностальгические воспоминания. Ее приемник был первым коротковолновым радио, с которым я столкнулся в своей жизни, - агрегат красовался в спальне у моей бабушки.
Сергей, между тем, «Ригонду» использовать не может – на «Богатыре» отсутствуют бытовые электроразетки. Так что пользует он «ВЭФ», питающийся от батареек.
Первый рейс-2.png

Судя по тому, что телескопическая антенна не выдвинута, а внешней не наблюдается вовсе, слушает он длинные или средние волны. Вероятнее всего, «Маяк». Под звуки популярного в СССР американского эстрадного оркестра Рэя Конниффа, Сергей подговаривает Николая подписать кляузу на капитана, адресованную в пароходство. Поколебавшись, парень соглашается.
Вообще, в истории кино немало случаев, когда радиоприемник и льющаяся из его громкоговорителя поп-музыка символизируют совращение, - сексуальное или моральное, - чистого существа существом испорченным.
Первый рейс-3.png

Под музыку, которую Сергей принимает на свой «ВЭФ», танцует и Маша – девушка, которую команда «Богатыря» соглашается подбросить до ближайшего порта. Маша нравится Николаю, и он, любуясь ее танцем, забывает о штурвале, который практиканту доверил капитан. В результате буксир напарывается на буй, кубрики сотрясает от удара, старпом едва не улетает на пол вместе с любимым приемником.
Первый рейс-4.png
Первый рейс-4.png (97.8 Кб) Просмотров: 21500

Первый рейс-5.png

Николай ждет расправы от сурового Капитана. Но тот, к удивлению парня, морально поддерживает его в этой неприятной ситуации и выгораживает перед начальством пароходства. А во время стоянки даже приглашает практиканта к себе домой.
Живет одинокий капитан скромно, в его холостяцкой берлоге пыльно и неуютно. Но фотографии на стене напоминают о героическом прошлом хозяина и о том, что буксир «Богатырь», оказывается, прошел всю Великую Отечественную. В квартире кэпа можно углядеть и старый радиоприемник.
Первый рейс-6.png

Думаю, это радиола «Байкал» 56-го года.
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/baykal.html
Ее дизайн с годами менялся. У капитана, похоже, вот такая версия.
http://rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/baykal02.jpg
Первый рейс-7.png

Когда капитан и практикант возвращаются на судно, растроганный парень признается старику, что под аккомпанемент «ВЭФа-12» подписал кляузу на него. И капитан снова прощает Николая. Да и подметное письмо уже не имеет никакого значения: в отличие от остальных, кэпу заранее было ясно, что этот рейс – последний и для него, и для «Богатыря», обреченного на списание.
А девушка Маша, между тем, предпочитает Николаю более старшего и более соблазнительного члена команды – литовца Витаса. Заманивая девицу к себе в кубрик, он тоже соблазняет ее возможностью послушать радио. Витас сообщает: «У меня приемник без ящика. Одна схема. Но берет неплохо». Эта реплика небезупречна с радиотехнической точки зрения. Но она точно отражает социально-психологическую коллизию для кого-то первого, а для кого-то последнего рейса, заставляющего юного героя повзрослеть. Приемник Витаса тоже мелькает в кадре – в последние минуты пребывания капитана на родном буксире, у которого, как сейчас объявит начальство, обратного пути уже не будет. Похоже, это компактное ламповое радио, у которого снята верхняя часть корпуса. Но толком разглядеть аппарат и «схему» не представляется возможным.
Первый рейс-8.png
Первый рейс-8.png (105.5 Кб) Просмотров: 21500

Однако со схемой, которая имеется в виду создателями фильма, все ясно. Взрослея, герой неизбежно обнаружит ее под «ящиком» условностей и иллюзий. Первая любовь обманет. Новые друзья, подмигивающие тебе под музыку Рэя Конниффа, окажутся пошляками и эгоистами. А старый честный служака, привязанный к своему буксиру, как к живому существу, будет заживо отправлен на свалку истории. Как деталь механизма, которая, даже если и работает лучше и честнее новых, в обновленной схеме уже лишняя. В финале Николай, будто преданный пес, плетется за уходящим в никуда капитаном по мрачным портовым задворкам. Но ему придется вернуться. У него впереди новые рейсы. И там его ждут те, кто остался на плаву; те, кому было наплевать на геройское прошлое их капитана; те, кто сочиняет подметные письма и мечтает поскорее списать занудных и мрачных ветеранов, чтобы плыть своим курсом без старых «Богатырей» и прочей ненужной рухляди.


«НАЧАЛЬНИК»
«Мосфильм», 1980
Производственная драма
Автор сценария – Александр Горохов
Режиссер-постановщик – Дмитрий Генденштейн
Оператор-постановщик – Ростислав Давыдов
Художник-постановщик – Виктор Амельченков
Художник-декоратор – Е. Смоленская


В подчинении у главного героя этой короткометражки, молодого начальника геологической экспедиции Дмитрия, оказывается группа глуповатых и безответственных людей, которой де факто управляет не Дмитрий, а опытный геолог Семен. По вине разбушевавшейся стихии экспедиция оказывается отрезанной от внешнего мира и обреченной на безделье: выясняется, что геологам по ошибке выдали рабочие инструменты, совершенно не подходящие для поставленной перед ними задачи. Дмитрий пытается сообщить об этом еще более вышестоящему начальству, о котором в фильме ничего определенного не сообщается. Для связи имеется носимая радиостанция.
Начальник-1.png
Начальник-1.png (195.45 Кб) Просмотров: 21500

Это либо УКВ-радиостанция Р-105М, либо ее более поздние аналоги – P-108М или Р-109М, они же «Парус-2» и «Парус-3».
http://museum.radioscanner.ru/r_105/r_105m.html
Полноценный диалог начальника экспедиции со своими начальниками, однако, невозможен. У Дмитрия не работает микрофон, руководство не слышит его жалоб, а он слышит команды и советы, которые экспедиции ничем помочь не могут.
Начальник-2.png

Неплохая, между прочим, метафора нарушенной обратной связи с властью, до которой никак не докричится бригада геологов, предприятие, или целая страна, потому что у них изначально вырублен микрофон.
Вывести товарищей из леса обратно к цивилизации берется «харизматический лидер» Семен. Но он сам толком не знает дороги и ведет людей в никуда. Продукты и физические силы, между тем, иссякают вместе с остатками веры. Но Дмитрий самостоятельно находит место стоянки более благополучных коллег, а потом догоняет заблудших, увязавшихся за «сильным лидером» и возвращает их на путь истинный. Если бы еще и в жизни у всех историй с нарушенной обратной связью был такой же хэппи энд!


«ИЗВИНИТЕ, ВЫ ОШИБЛИСЬ НОМЕРОМ»
США, 1948
Триллер
Автор сценария – Люсиль Флетчер
Режиссер-постановщик – Анатоль Литвак
Оператор-постановщик – Сол Полито
Художники-постановщики – Ханс Дрейер и Эрл Хедрик
Художники-декораторы – Сэм Комер и Бертрам Грэнжер


Настоящий шедевр жанра, один из самых мрачных и напряженных фильмов золотой эпохи «нуар», как европейские кинокритики окрестили американские гангстерские драмы 40-х и начала 50-х годов. С радио картину связывают не только декорации, но и то, что сначала эта история прозвучала в эфире как радиопьеса Люсиль Флетчер, после чего Paramount заказала ей киносценарий.
Леона, дочь фармацевтического магната и супруга его помощника, страдает расстройством нервной системы, маскирующимся под порок сердца. Оставаясь одна, женщина испытывает панические атаки клаустрофобического свойства. А муж Генри, как назло, задерживается, и вообще исчез неизвестно куда. Искать утешения в радиопередачах Леоне не хочется, хотя стоящий на ее прикроватном столике средневолновый ламповый приемник RCA Victor 75X11 должен звучать достойно.
Извините, вы ошиблись номером-1.png

Модель на момент выхода фильма была абсолютной новинкой – культовая американская компания выпустила ее в продажу в том же 48-м году.
http://www.radiomuseum.org/r/rca_75x11_ ... 50b_r.html
Кстати, приемник по-прежнему встречается в продаже, и не так уж редко.
http://pat.kagi.us/main.php?g2_itemId=15745
http://www.ie96.com/shop/6658-rca-victo ... 75x11.html
http://www.buynowus.ru/static/catalog/e ... 72160.html
Пока радио молчит, основным источником информации для героини становится телефон.
Извините, вы ошиблись номером-2.png

Информация оказывается зловещей. Сначала Леона узнает, что какие-то люди, чей разговор она слышит из-за ошибки на линии, планируют убийство некой женщины. Затем понимает, что муж Генри связан с гангстерами, давно втихую обворовывал ее отца, а теперь задолжал сообщникам крупную сумму и заодно попал в поле зрения полиции. Наконец, женщина понимает, что случайно подслушанные по телефону организаторы убийства в качестве жертвы имели в виду именно ее, а заказчик расправы – сам Генри. За несколько часов, которые проходят между началом фильма и страшной разгадкой, Леоне предстоит заново перелистать страницы своей жизни, наполненной неблаговидными поступками. Богатая и капризная дама, она отбила простого парня генри у девушки, которая по-настоящему любила его и подходила ему гораздо больше. Потом ввела мужа в корпорацию своего отца, где от Генри требовалось полное послушание при полном отсутствии творческой инициативы. А когда парень заартачился, осознав, что угодил в золотую клетку, Леона стала шантажировать его своей мнимой инвалидностью, вызванной якобы болезнью сердца. Но ее сердце оставалось здоровым, в отличие от больной психики, превратившей женщину в маниакального тирана. К моменту развязки авторы фильма успевают вызвать у зрителя такое отвращение к героине и настолько убедительно доказать, что она и была главным творцом ситуации, которая грозит ей смертью, что появления в доме безжалостного киллера зритель ждет скорее как справедливого возмездия. Что редкость для триллеров, в которых главная мишень злодеев – это, как правило, жертва, которой сочувствуешь, даже если она сама не в ладах с законом. Здесь же героиня соединяет в себе и главную жертву, и главное зло, в чем и состоит несомненная для криминального кино того времени драматургическая уникальность картины.
Генри, позвонивший за несколько минут до появления убийцы, пытается подсказать Леоне, как спастись. Поняв, что его сообщники уже за решеткой, и его самого вот-вот арестуют, он теперь не хочет смерти жены, гарантирующей ему электрический стул. Но Генри не в силах остановить возмездие, в полумраке скользящее по стене тенью киллера. Тот хладнокровно делает свое дело. Леона в ужасе сжимает край скатерти, стаскивая ее со стола вместе с приемником RCA Victor. Компактный ламповый красавчик обреченно летит на пол и разбивается. Он больше не понадобится хозяйке, которая умрет секундой позже.
Извините, вы ошиблись номером-3.png

Извините, вы ошиблись номером-4.png

Извините, вы ошиблись номером-5.png

Извините, вы ошиблись номером-6.png
Извините, вы ошиблись номером-6.png (159.2 Кб) Просмотров: 21500
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение mapper » 06 ноя 2011 00:00

klaustro писал(а):Гораздо больше удовольствия я в свое время получил от посвященной той же теме книги Георгия Вачнадзе «Антенны направлены на Восток», вышедшей годом позже в Издательстве политической литературы, и позднее несколько раз переизданной. В ней гораздо больше занимательных и экстравагантных биографий отщепенцев и мастеров разжигания «холодной войны» у радиомикрофона. Рекомендую.
http://www.polpred.com/free/anteny/book.pdf


Скачал, читаю первые страницы (под вещание любимой радиостанции :)
"Хорошо богатым: у них есть радио, которое может разговаривать с ними в лодке и рассказывать им новости про бейсбол" "And the rich have radios to talk to them on their boats, to bring them the baseball"
Аватара пользователя
mapper
Форумчанин
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 мар 2010 10:56

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 06 ноя 2011 15:09

В книге самая веселая часть - именно та, которая про "Свободу". Если там есть хотя бы какой-то процент правды в изложении биографий ее тогдашних сотрудников, то остается признать, что сегодня и там, и на других радиостанциях из числа бывших "вражеских голосов", трудятся гораздо менее колоритные и интригующие персонажи.
Кстати, существует и советский художественный фильм, посвященный Радио "Свобода", - ее украинской редакции и царящим в ней чудовищным нравам. Картина называется "Канкан в Английском парке". Киностудия имени Довженко, 1984 год, режиссер - Валерий Пидпалый. К сожалению, никак не могу разыскать этот шедевр. Он упорно не попадает в эфир даже тех каналов, которые специализируются на советском кино и показывают настоящие раритеты. На DVD найти тоже нереально. Возможно, в нашем Госфильмофонде не осталось копии, и лента теперь является исключительной собственностью незалежной Украины. Помню, как в детстве, летом 85-го, хохотал на просмотре этого фильма в кинотеатре. Сюжет шикарный. Главный герой - поэт из Киева, работающий на КГБ. При этом его родной брат -реальный эмигрант-перебежчик, живущий в Мюнхене и имеющий там нехилый бизнес. И вот поэт приезжает в ФРГ по турпутевке и навещает брата. А тот, естественно, верит, что никакой подставы здесь нет, тут же агитирует родственника стать невозвращенцем и пристраивает его на "Свободу". В общем, внедрение чекиста в логово врага проходит легко и весело. А дальше сбор компромата на руководство и сотрудников радиостанции - примерно такого же, как в книге Вачнадзе. Особенно запомнились два эпизода. В одном молодой диктор-эмигрант, начав зачитывать в эфире новости, испытывает приступ омерзения к клевете, содержащейся в разложенных перед ним бумажках. И прямо во время передачи выбегает из студии с криком: "Нет, не могу!" В другом эпизоде престарелый диссидент, теперь разочаровавшийся и в западных ценностях, умирает прямо в редакции от героинового передоза. Его находят за столом с повисшей вниз рукой, из которой выпадает шприц. Ну а Английский парк, где все эти ужасы происходят, - то самое место в Мюнхене, где тогда располагалась "Свобода".
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение mapper » 07 ноя 2011 23:33

Я скачал в SONY PRS t1, читал сегодня в метро, урывками - пока что цитаты с xxV съезда и речи Черчилля, Трумана, дошел до Брежнева.
Самое интересное, "Канкан в Англ. паре" такое название я слышал! Может, в контексте с камнем- шпионской закладкой из недавнего прошлого (середина 00х)
"Хорошо богатым: у них есть радио, которое может разговаривать с ними в лодке и рассказывать им новости про бейсбол" "And the rich have radios to talk to them on their boats, to bring them the baseball"
Аватара пользователя
mapper
Форумчанин
 
Сообщения: 332
Зарегистрирован: 11 мар 2010 10:56

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 28 янв 2012 01:02

«Золотое озеро»
«Межрабпом-фильм», 1935
Авторы сценария – Александр Перегудов и Владимир Шнейдеров
Режиссер-постановщик – Владимир Шнейдеров
Оператор-постановщик – Александр Шеленков
Художник-постановщик – Феликс Богуславский
Героико-приключенческий фильм

Продолжим начатую в прошлой подборке тему радиооборудования в фильмах о геологах.
В этой картине начальник геологической экспедиции Андрей Степанов, прибывший из столицы на Алтай для поисков золота, использует трансляционный приемник не в служебных целях, а для подъема трудового духа коллег. То есть, как гражданское радио. В первый же свой рабочий день он решительно выносит внешний громкоговоритель из палатки-радиорубки на открытый воздух.
Золотое озеро-1.png

Затем возвращается в палатку, к трансляционному приемнику.
Золотое озеро-2.png

Это «КУБ-4», модель 1930 года, производство Ленинградского радио-аппаратного завода имени Казицкого. (КУБ расшифровывается как коротковолновая ударная бригада - так именовали на заводе разработчиков изделия). Первый советский коротковолновый аппарат, запущенный в серийное производство. Полное покрытие КВ, без разрывов.
История модели весьма интересна.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%A3%D0%91-4
http://dx.ardi.lv/kub4.html
http://www.radiomuseum.org/r/lenin_kozi_kub_4.html
Приемник состоял из одного компактного блока. И для меня остается загадкой, что за гигант возвышается над ним. Дополнительный передатчик? Усилитель?
Андрей настраивается на вещательную радиостанцию. Какую – непонятно. Но передает она красивые песни в мощном исполнении отечественных солистов. Чудеса радиотехники и содержание трансляции явно по душе местным аборигенам. Экономическая экспансия Империи идет в Горном Алтае рука об руку с культурной.
Золотое озеро-3.png

День за днем радиоконцерты сопровождают трудовые будни геологов, громкоговоритель занимает прочное место под открытым небом.
Золотое озеро-4.png

Но происходящее нравится не всем. Бригаде геологов и их помощникам настойчиво гадит банда самодеятельных старателей, стремящихся вытеснить из своей вотчины государственных конкурентов. Криминальные сценарии разрабатывает старик-шаман, под тлетворным влиянием которого находятся бандиты. Когда его сообщники терпят окончательный крах, шаман, движимый ненавистью и мистическим исступлением, прибегает к последнему средству: он поджигает тайгу, в которой больше не может чувствовать себя хозяином. Лес разгорается быстрее, чем рассчитывал злодей. Сначала сам шаман гибнет в огне, а следом должно погибнуть и все живое в тайге. (Насколько наивен и неубедителен сюжет картины, настолько же великолепна операторская работа, и в особенности натурные съемки). Но геологов спасает радио. О пожаре сообщает в город радист. Для связи он использует не «КУБ-4», а тот самый загадочный аппарат-гигант, который стоит рядом с ним.
Золотое озеро-5.png

Затем радист выскакивает из палатки, спасая оборудование. Но вынести успевает только «КУБ» и громкоговоритель. Гигантский агрегат неизвестной модели в руках не утащишь.
Золотое озеро-6.png
Золотое озеро-6.png (62.99 Кб) Просмотров: 21064

Получив сообщение радиста, некий гражданин при исполнении, находящийся непонятно где, командует непонятно кому направить в район пожара звено самолетов сельхозавиации, снабженное огнетушительными бомбами. Какой он использует передатчик, тоже непонятно и не видно. Но вот микрофон смотрится очень внушительно. И выглядит так, будто вмонтирован в обруч рамочной антенны.
Золотое озеро-7.png

Далее следует успешная борьба с огнем, слезы счастья, объятия, поцелуи и полная победа советской власти. Но на этих трогательных подробностях останавливаться не будем, поскольку радиооборудование в кадре больше не появляется.


«Поэма о море»
«Мосфильм», 1958
Автор сценария – Александр Довженко
Режиссер-постановщик – Юлия Солнцева
Оператор-постановщик – Гавриил Егиазаров
Художники-постановщики – Александр Борисов и Иван Пластинкин
Эпическая драма

Один из самых любопытных и недооцененных фильмов в отечественном кино 50-х. Киноповесть была написана Александром Довженко на основе собственных впечатлений, накопленных во время строительства Каховской ГЭС, которое знаменитый режиссер наблюдал лично. Снимать картину он должен был сам, но смерть распорядилась иначе, и режиссером ленты стала его вдова.
Строительство Каховской плотины, которая была завершающим этапом сооружения последнего каскада Днепрогэса, влекло за собой разлив Днепра и затопление прилегающих территорий. Окрестные села шли под снос, их жители наблюдали, как рушат сельские церкви, собственноручно ломали свои хаты и снимались с насиженных мест. Технический прогресс – вовсе не предмет безоговорочного восторга авторов фильма. В «Поэме» он идет по земле довольно зловещей поступью. По сути, фильм о том, что прогресс Землю уничтожает. И не спасает общество от того, что с каждым следующим поколением люди мельчают. Дети бескорыстных героев этой истории мечтают стать прокурорами, потому что «для того, чтобы судить людей, не надо хорошо учиться», и не понимают, почему родители выпускают в небо отставших от перелетной стаи гусей, вместо того чтобы их прирезать, зажарить и сожрать. Один из главных передовиков каховской стройки, прораб Голик, оказывается откровенным негодяем: одну женщину бросает с грудным ребенком, другую доводит до самоубийства, третью тащит в загс только потому, что она – дочь ведущего инженера Днепрогэса. Руководитель строительства плотины, вместо того, чтобы ликовать по поводу удачного завершения работы, пророчески вздыхает: «Не пустят нас в коммунизм».
Говоря о радио в кино, я стараюсь выбирать ту радиотехнику, которая не просто служит в фильме формальной декорацией, а участвует в движении сюжета. В «Поэме о море» приемники безжизненно стоят по углам и скромно молчат, не вмешиваясь в драму столкновения души и монументальных механизмов, природы и цивилизации. И мне просто захотелось вспомнить, какие они были – приемники из этого странного, печального и любимого мной фильма.
А приемника было два.
Первый стоит в доме председателя сельсовета Зарудного, куда врывается его счастливая дочь, не подозревающая, что скоро утопится возле той самой плотины, которая ее так восхищала.
Поэма о море-1.png
Поэма о море-1.png (185.23 Кб) Просмотров: 21064

Это элегантная «Даугава» 54-го года, которая уже фигурировала в моем рассказе о шпионском детективе «Развязка». Приятно видеть в хорошем фильме один из самых симпатичных по дизайну образцов тогдашнего советского радиопрома. Впрочем, не исключено и то, что это какой-то из аналогов «Даугавы» – «Аврора», «Иртыш» или «Исеть», которые практически ничем не отличались от рижского прототипа.
http://www.rw6ase.narod.ru/000/rpl_s/daugawa.html
Второй приемник, - трансляционный, - мелькает в клубе каховских гидростроителей, когда там появляется первая из жертв прораба Голика, решившая призвать его к ответу.
Поэма о море-2.png

Что это за красавец, которого в кадре видно только наполовину, сказать затрудняюсь. По идее, такой мог использоваться строителями ГЭС для радиолюбительских эфиров их коллективной радиостанции.


«Целуй меня насмерть»
США, 1955
По одноименному роману Микки Спиллейна.
Автор сценария – А.И. Беззерайдес
Режиссер-постановщик – Роберт Олдрич
Оператор-постановщик – Эрнест Лазло
Художник-постановщик – Уильям Глазго
Художник-декоратор – Ховард Бристол
Триллер

Один из самых идиотских продуктов Голливуда 50-х среди знакомых мне. Снят по роману автора многочисленных остросюжетных книг одноразового использования – Спиллейн был эдаким американским аналогом Дарьи Донцовой, но в мужском обличии. Издержки литературного источника усугубляются посредственными актерами из второго и третьего голливудского эшелона.
Сюжет вкратце таков. Частный детектив Майк Хаммер подсаживает в свою машину женщину, которая от кого-то убегает, успевает услышать от нее невнятные обрывки какой-то истории, а потом его пассажирку убивают. Расследование этого убийства выводит героя, который у любого уважающего себя сценариста сам бы сто раз успел помереть после всего, что с ним проделывают, на две конкурирующие мафии. Хаммер в одиночку расправляется с обеими, а в финале обнаруживает, что весь тот маловразумительный маразм, участником которого он был, связан с охотой бандитов за ядерным оружием. Появляется в кадре и само это оружие, спрятанное в небольшом чемоданчике, который из любопытства открывает главная злодейка фильма. Из чемоданчика вырывается зловещий луч света, детектив успевает выскочить из дома, а злодейка остается внутри и погибает в результате взрыва – надо понимать, ядерного. Хаммер, естественно, жив и практически здоров, хотя отбежать успел всего метров на двадцать.
Единственное, что спасло DVD с этим фильмом от исчезновения в моем мусоропроводе, - это присутствие в кадре ровесника картины, приемника Zenith TransOceanic T600, выпущенного в том же 55-м.
Целуй меня насмерть.png

Он стоит в спальне у связанного с мафией коллекционера авангардной живописи, который, заслышав шаги детектива, проглатывает несколько таблеток снотворного, чтобы срочно отрубиться и стать недоступным для допроса. Хаммер застает его уже храпящим и вместо показаний ценного свидетеля вынужден слушать радио. Уверяю вас, T600 играет гораздо лучше, чем Ральф Микер, исполняющий главную роль. Именно этот представитель легендарного зенитовского семейства переносных ламповых приемников оказался самым достойным участником фильма.
http://antiqueradio.org/zen22.htm


«Семь дней в мае»
США, 1964
По мотивам одноименного романа Флетчера Небеля и Чарльза Бейли II
Автор сценария – Род Серлинг
Режиссер-постановщик – Джон Франкенхаймер
Оператор-постановщик – Элсворд Фредрикс
Художник-постановщик – Гэри Оделл
Художник-декоратор - Эдвард Бойл
Политический триллер

Этот фильм – один из отголосков Карибского кризиса 62-го года, поставившего мир на грань ядерной войны, гораздо менее комичной, чем в предыдущей картине. Из реальных событий двухгодичной давности авторы фильма сделали два вывода: ядерная война – это плохо и страшно, а страхи, порождаемые ее ожиданием, могут привести к власти ястребов-заговорщиков из Пентагона. Именно такие отрицательные персонажи картины и задумывают военный переворот с целью свержения президента-либерала, который, по их мнению, недооценивает советскую угрозу. В отличие от Стэнли Кубрика, снявшего годом раньше на ту же тему своего издевательского «Доктора Стрэйнджлава», (об этом фильме и о фигурирующих в нем приемниках я уже рассказывал в этой ветке), режиссер Франкенхаймер против американского государства ничего не имеет. Он просто рассказывает, как хорошие военные помогают хорошему президенту разоблачить плохих людей в погонах. После чего президент произносит торжественную речь о том, что ядерная война – это лишнее, поскольку Америка и без нее победит противников. То есть, с помощью войны холодной, как оно и вышло не только в кино.
Один из персонажей, который до этого вовремя не допер – адмирал Барнсвелл, командующий американским авианосцем, стоящим у побережья Гибралтара. В судовых апартаментах этого участника антиконституционного военного заговора тоже красуется приемник Zenith.
Семь дней в мае.png

Это либо тот же Т600, либо выпущенный позднее А600L 58-го года или В600 62-го года – последний из ламповых «Зенитов».
http://antiqueradio.org/zen32.htm
http://antiqueradio.org/zen20.htm
Внешне эти три модели почти не отличаются друг от друга, и в картине, появившейся в 64-м, теоретически могла быть снята любая из них. Какая именно, остается неизвестным, поскольку в фильме нет ни одного крупного плана приемника. Зато можно хорошо разглядеть досаду на лице адмирала, когда он осознает, что разоблачен, и теперь его «Зениту» заодно с хозяином предстоит убраться из внушительных служебных апартаментов. Хотя приемник, не исключено, казенный, и Барнсвелл лишится его вместе с должностью. Что делает его провал в особенности катастрофическим.
Интересно, какие приемники слушают высокопоставленные российские военные, и слушают ли их вообще, размышляя о том, насколько верной дорогой идет наша страна? Нет-нет, я не стремлюсь к провокационным сопоставлениям и ни на что не намекаю. Так, мысли вслух, навеянные радио…
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение alex-biker75 » 29 янв 2012 21:16

http://www.youtube.com/watch?v=MmRwT9rAo5o вот, пожалуй, самая мощная и прикольная аппаратура на все времена!)))))и из такого же фильма на все времена!если с микрофоном и рамкой все более-менее ясно, то что тогда значат все эти блоки и тумблеры. Кстати, судя по миганию ламп, применялся простейший синтезатор речи))))))
Самый вежливый язык- это язык радиолюбителей.........
Аватара пользователя
alex-biker75
Форумчанин
 
Сообщения: 126
Зарегистрирован: 12 окт 2011 19:33

Re: Радио в кино

Сообщение klaustro » 30 янв 2012 20:16

Фильм-то хороший. Только это фейк, который смастерили специально для картины, а не реальная радиоаппаратура, снятая в фильме.
Аватара пользователя
klaustro
Форумчанин
 
Сообщения: 240
Зарегистрирован: 22 май 2009 23:26
Откуда: Москва

Re: Радио в кино

Сообщение masel » 14 фев 2012 00:08

Радиоприемник Realistic DX-300 в фильме "Никогда не говори никогда" (в центре над телевизором).
Вложения
vlcsnap-00002.jpg
Realistic DX-300
Аватара пользователя
masel
Новичок
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 13 фев 2012 22:18
Откуда: Москва

Сериал "Семейка монстров", 1964-66 гг.

Сообщение Beg17 » 20 окт 2016 20:26

Главный герой сериала, монстр Герман в радиоэфире. Лампа, торчащая из приемника, прямо скажем "внушает" :)

Beg17
Форумчанин
 
Сообщения: 1072
Зарегистрирован: 31 окт 2008 16:03

След.

Вернуться в Курилка

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1