Аудио – Hi-Fi, Hi-End – это целая индустрия со своими взглядами, устоями, концепциями, проповедниками, миссиями, изобретателями
и психическими заболеваниями – аудиофилией, слуховыми галлюцинациями, гипнозом и самовнушением, заставляющими людей до бесконечности
менять компоненты и акустику, впаивать «аудиофильскую» элементную базу, подбирать «правильные» кабели, менять фазу шнура питания (!) –
и все это в надежде найти философский камень – получить «идеальный» звук.
Производители охотно идут навстречу и подыгрывают, предлагая одну и ту же давно всем известную схемотехнику и комплектующие,
«упакованные» в аппараты различных ценовых категорий, отличающихся по цене в разы, а то и на порядок.
В принципе, ничего плохого тут нет. Если аппаратура для Вас – любимая игрушка (а не только средство воспроизведения звука),
то в нее можно вложить и большие и очень большие деньги (если они у Вас есть; хотя на фоне общего состояния и невозможности
для некоторых оплатить услуги ЖКХ мне с моими комплексами это тоже кажется неуместным).
Найдутся и продавцы-всезнайки, объясняющие покупателям-незнайкам на пальцах или с помощью фирменных «продвинутых» лозунгов,
почему этот компонент лучше (транзисторы – американские! Да Вы сами послушайте – слышите?? Нет? А я слышу…Вы пониже пригнитесь…)
и почему он стоит так дорого (индивидуальный подбор комплектующих, экспертная индивидуальная настройка, ручная пайка
термостабилизированным (?!) паяльником, дизайн от Порша или Дольче, автограф Шараповой или самого профессора Ома – на прошлой неделе
был у нас и вот тут расписался, рядом с г-ном Котельниковым и т.д. и т.п.).
Поскольку Аудио уже давно стало не массовой продукцией (а была такая тенденция в 80-х), себестоимость и продажная цена тоже давно
перестали коррелировать между собой. Ценообразование стало отдельной темой, не имеющей ничего общего с рыночными механизмами
и допускающей эксклюзивную норму на прибыль, с одной стороны, и неслыханные акции и распродажи с другой (недавно в течение 2 часов
видел в распродаже Блю-рей высокого класса от известного производителя по цене 1250 рублей при первоначальной цене 20.000 рублей (!).
Речь же пойдет о подборе Аудио для людей, которые готовы потратить разумные деньги за высокое качество звука –
т.е. минимизировать расходы без ущерба качества.
Итак, чтобы не писали тематические глянцевые журналы (деятельность которых в основном проплачена и основная цель –
заставить людей покупать много и разное), чтобы не обсуждали на форумах (о совместимости «этого компонента вот с этим» и «этой фирмы вот с этой»)
предлагаю просто поверить в следующие наблюдения (а музыкальный слух у меня есть – когда-то на фоно много играл и джаз и блюз):
В слепом тесте Вы не услышите разницы в звучании между:
1. CD-проигрывателями различных ведущих производителей в различных ценовых категориях (например, 200 и 2000 долларов);
2. Усилителями и ресиверами, блочными и интегральными, но одинаковой мощности от различных ведущих производителей в различных ценовых категориях (например, 300 и 3000 долларов);
3. Межблочными кабелями известных производителей в различных ценовых категориях (например, 100, 1000 или 22.000 рублей (есть и такая цена);
4. Акустическими медными кабелями одного сечения в различных ценовых категориях.
Вы услышите разницу в звучании (но, возможно, затруднитесь решить для себя, что лучше):
1. Различных типов акустических систем в одном помещении;
2. Одной и той же акустической системы в различных помещениях (кстати, «собственное звучание АС» - только в безэховой камере);
3. Одной и той же акустической системы в одном помещении при ее различном размещении.
Разные слушатели при сравнительном прослушивании могут отдать предпочтения различным акустическим системам,
при этом мнения высказываются часто противоположные.
Исходя из вышесказанного нетрудно дать трезвый (пока без красного чилийского) совет по подбору аудио:
1. CD-проигрыватель можно выбирать прямо по внешнему виду или по личным симпатиям к бренду; важно, чтобы это был известный бренд
(гарантия грамотной разработки, производства и контроля качества), ценовая категория от 200 долларов (гарантия, что это не игрушка для детей;
хотя известные бренды игрушки не делают и меньшей цены у них просто нет, только на распродаже).
Желательны возможность работы с MP3 (вдруг потребуется) и наличие USB (аналогично). SACD не обязателен, за глаза хватает и обычного CD-DA.
2. Усилитель (твердотельный) также можно выбирать по внешнему виду и личным брендовым предпочтениям; важно, чтобы это был известный бренд
с мощностью не менее 100 ватт DIN (1% КНИ) на канал (можно и мощнее, но это дороже), ценовая категория от 300 долларов.
С точки зрения минимизации общих расходов лучше выбирать интегральный усилитель с FM (т.е. ресивер с коммутатором входов,
регулятором тембра (Bass-Treble), и лучше с тонкоррекцией (Loudness) и кнопкой прямого сигнала (Pure Direct).
Наличие FM на цене практически не отражается (иногда даже уменьшает цену!), но позволит сэкономить на покупке отдельного FM-тюнера.
Что касается вопроса стерео или AV – он обсуждался в соседней ветке; цена вопроса одинакова – все те же 300 долларов (такая же, кстати, ситуация с CD или DVD проигрывателем).
3. Межблочные кабели – известных производителей – Luxmann, Vivanco и т.п., ценовая категория 100-200 рублей за штуку.
4. Акустический кабель – просто медный; для большинства случаев (до 3 метров удаления) достаточно сечения 2х1,0 кв.мм, 25-30 рублей за метр.
5. Акустические системы – если не имеете достоверных и полных графических измерений, то лучше послушать перед покупкой.
Правда, дома они все равно будут звучать по-другому, чем в магазине (смотри выше), но, по крайней мере, у Вас будет некоторое чувство уверенности,
а заодно и самооправдания в том, что Вы сделали все, что могли…
Лучше покупать от известных производителей АС напольного типа (хорошие низы), типа Tower (занимают меньше места),
с 2-3 НЧ-СЧ динамиками 6,5 дюймов для комнат до 20 кв.м и с 2 НЧ-СЧ динамиками 8 дюймов для комнат большей площадью,
ценовая категория – от 400..600 долларов.
Сабфуфер в систему лучше не включать – вкупе с АС он дает иногда непредсказуемые результаты (стоячие волны, пики и т.п.).
Для корректировки низких частот можно пользоваться Loudness или Bass. Вообще сабфуфер - скорее принадлежность кино,
для музыки он имеет смысл только в том и не самом лучшем случае, если Ваши фронтальные АС совсем маленькие (или полочные).
С установкой акустики в комнате, возможно, придется поэкспериментировать (смотри выше).
Примечание. Как уже отмечалось, акустика вообще дело тонкое, даже выбрав АС с ровной АЧХ и отсутствием серьезных фазовых сдвигов
в полосе воспроизведения, Вы все равно ставите ее в свою комнату со своими переотражениями и дифракциями.
А еще остаются 3D характеристики формирования фронта волны и т.д. и т.п.
В общем, не надо заморачиваться, аудиоболезни (смотри выше) только этого и ждут!
Итого, мы выходим на стоимость 1000 долларов за новую систему.
Стоимость может получиться и меньше, если отслеживать цены и следить за распродажами.
Такая система удовлетворит запросы любого здравомыслящего слушателя (хоть и некорректная аналогия, но,
как и любая женщина - и королева, и служанка, и брюнетка, и блондинка, и даже рыжая - способна удовлетворить мужчину
в самом простом понимании этого слова; извиняюсь перед женщинами, которых я очень уважаю и люблю, несмотря ни на что).
Такая система удовлетворит и «аудиофилитиков» и «чеаэков» с растопыренными пальцами, если в слепом тесте Вы предварительно сообщите им,
что стоит эта система 10.000 долларов или дороже (т.е. однозначно является королевой!).
И последнее. Аппаратура – не самоцель, а средство слушать музыку. Слушать музыку гораздо полезнее, лучше и приятнее,
чем смотреть дуроскоп (ред. Serj Dinara). Если Вам не нравится слушать музыку – учитесь это делать. А для этого надо слушать музыку.